Наталья Альшанова, 28 лет, работала в газетах «КоммерсантЪ» и «Известия». В 2012 году вложила редакционное выходное пособие в покупку франшизы мобильного салона красоты, а год назад основала собственную сеть «Мобильный стилист». Бюджет на запуск: 800 000 рублей.
Звонок клиентки застал Наталью Альшанову, руководителя выездного салона красоты «Мобильный стилист», в электричке. Было около 23:00. Очень расстроенная девушка просила Наталью срочно прислать к ней мастера на дом — она поссорилась с мужем и хотела поднять себе настроение новой стрижкой. «Наш мастер примчалась к ней на такси и, не без сожаления, остригла ее роскошные длинные волосы, — вспоминает ту историю Наталья. — Клиентке очень пошла стильная короткая стрижка.
Она была в восторге, сказала потом, что мы спасли ее личную жизнь — мужу тоже очень понравилось».
Собственный бизнес кардинально изменил и жизнь самой Натальи. Из наемного, пусть и высокооплачиваемого, сотрудника редакции она превратилась в руководителя сети мобильных салонов красоты с филиалами в пяти городах России, при этом успела встретить любимого человека и переехать из родного Зеленограда в Красноярск. Переезд бизнесу не помеха: свою сеть Альшанова успешно развивает дистанционно.
До того как запустить стартап, Наталья семь лет проработала в СМИ: сначала в корсети и на сайте газеты «Коммерсантъ», потом в «Известиях» — редактором корсети и отдела столичных новостей «Вся Москва». «При этом идея собственного бизнеса меня никогда не покидала — я изучала опыт других людей, как и с чего они начинали бизнес», — вспоминает Альшанова. Чтобы сделать первый шаг, Наталье, по ее словам, не хватало то денег, то времени, то «волшебного пенделя». Но в «Известиях» летом 2012 года прошли сокращения, и у Натальи появилось свободное время и деньги.
Стартовый капитал от трех окладов и продажи машины составил около 800 000 рублей, и Наталья стала искать для себя интересный бизнес с низким порогом входа. «Рассматривала несколько вариантов: турфирму, мини-издательство или салон красоты, — вспоминает Наталья. — Потом наткнулась в интернете на бизнес-план выездного салона красоты и поняла: это то, что нужно».
В октябре 2012 года Наталья заключила договор с компанией, которая уже развивала сеть мобильных салонов, продавая франшизу. Опыт был интересный, но не особо удачный. Покупка франшизы стоила 100 000 рублей, ежемесячные отчисления после третьего месяца работы — по 10 000 рублей. Деньги Натальи быстро тратились — на листовки, баннеры, форму для мастеров, а отдачи не было: клиенты шли вяло. В ответ на все вопросы владелица бизнеса предлагала Альшановой читать книги. «В нашем партнерстве я разочаровалась, не получив ни помощи, ни поддержки, я разорвала отношения», — вспоминает Наталья. Уже сейчас, став хозяйкой собственной сети, она предоставляет своим партнерам полный пакет с инструкциями: от консультаций по продвижению салона в сети до пошагового сценария, как разговаривать с мастерами при приеме на работу.
Весной 2013 года появился ее личный проект «Мобильный стилист». Наталья сама стала лицом компании: она завела аккаунты в социальных сетях и стала придумывать интересные ходы по продвижению салона в интернете: публиковала конкурсы, фотографии причесок, советы мастеров. Вместо старомодных листовок и рекламных объявлений Наталья активно использует социальные сети и партнерские программы со свадебными и цветочными салонами, event-агентствами, ресторанами. Чтобы добиться успеха, Наталья наняла СЕО-оптимизаторов. На продвижение салона в интернете сейчас уходит около 30 000 рублей, но эти затраты окупаются: 70% клиентов пришли именно оттуда.
Клиенты «Мобильного стилиста» — это молодые мамы, которые сидят с детьми, или занятые женщины, у которых нет времени на поход в парикмахерскую. Это очень удобно: мастер может приехать даже поздно вечером — на такси или личном автомобиле. Услуги самые ходовые: стрижка, окраска волос, ногтевой сервис и депиляция. Средний чек — 1000 рублей, женская стрижка стоит 1400 рублей, прическа и make-up для свадьбы — 7500 рублей. В среднем у одного салона бывает 3–4 клиента в день. 70% оплаты получает мастер, 30% — руководство салона; по словам Натальи, эти условия для мастеров выгоднее, чем при стационарной работе в салоне. Из плюсов — гибкий график работы.
Бизнес, стартовавший в Зеленограде, пришел в Москву, потом началась экспансия в регионы. Филиалы «Мобильного стилиста» появились в Саратове, Калуге, Красноярске, Южно-Сахалинске. Кроме вступительного взноса (от 100 000 до 300 000 рублей) партнеры платят Альшановой ежемесячные (с третьего месяца) выплаты за пользование брендом, сайтом и маркетинговыми консультациями — не более 50% от их дохода. На рекламу идут деньги от продаж франшиз. Оборот «Мобильного стилиста» в Москве и Зеленограде составляет около 350 000 рублей.
«Мы не диспетчерская служба, которая раскидывает заказы, — поясняет Наталья. — Мы себя позиционируем как салон с четкой концепцией и брендом, которым мы дорожим».
Наталья сама пользуется услугами своих мастеров — и это лучший тест на профессионализм. «Основная сложность — найти ответственных и честных мастеров и их удержать», — говорит она. Для повышения качества работы и внутренней дисциплины Наталья использует технологию «тайного клиента»: ее подруги вызывают мастера и потом между делом предлагают ему визитку с предложением приехать поработать в обход салона. Но никто не соглашается, уверяет Наталья. Потом она сама обзванивает клиентов или пишет им сообщение в «В Контакте»: «Привет! Как держится прическа?»
Завязав с газетной работой, Наталья тем не менее уверена, что бывших журналистов не бывает: «Журналистика для меня — это конкретный залет. Я на всю жизнь останусь редактором: редактируем ли мы свои листовки, пост «ВКонтакте» или свою жизнь — со всеми заголовками и подзаголовками».