К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бизнес за границей: русские шляпки в Лондоне

фото Анны Питич
фото Анны Питич
Как молекулярный биолог Татьяна Хендерсон-Стюарт в Великобритании стала предпринимателем

Как адаптироваться к жизни в чужой стране? Татьяна Хендерсон-Стюарт занялась бизнесом. Вот ее история.

Татьяна переехала в Лондон в 2000 году, когда ей было 26 лет. Выпускница медико-биологического факультета Второго мединститута, молекулярный биолог, она работала и собиралась защищать диссертацию в отделении печеночной детоксикации НИИ им. Склифосовского. «Работа не для слабонервных», — вспоминает Татьяна. Зато свободное время она посвящала хобби самому что ни на есть изящному — вместе с подругой шила костюмы и шляпы для московских театров.

Когда Татьяна в компании друзей познакомилась с Андреем Хендерсоном-Стюартом, ему было 22. Англичанин по отцу, русский по матери, он приехал в Москву сразу после школы — учить язык. «Мы влюбились друг в друга и после двух лет бесконечных поездок туда-сюда поженились», — рассказывает Татьяна. Переехали в Лондон, и это было непростое испытание: Татьяна тогда плохо говорила по-английски, к тому же, по ее словам, «в начале 2000-х к русским женам относились с особым скепсисом, считали нас всех коварными хищницами». Адаптироваться помогла русская свекровь — первые семь лет Татьяна с мужем жили с его родителями.

 

Товар лицом

Прежде всего она пошла учиться в языковой колледж, чтобы освоить английский, а затем решила развить свое хобби и обучиться профессиональному изготовлению шляп. В 2000 году Татьяна поступила в Kensington and Chelsea College, единственное место, где есть отделение millinery, шляпного дела.

Одновременно с учебой Татьяна подрабатывала ассистентом у местных дизайнеров, в том числе у легендарной Элис Темперли. В 2002-м дипломная работа Татьяны — маленькая фетровая шляпка-трансформер получила приз Британской гильдии фетровых мастеров, призом стал большой ваучер на покупку фетра. А в 2004-м Татьяну признали лучшим шляпным дизайнером года, приз вручал Филипп Трейси, лучший шляпник мира, наряду со Стивеном Джонсом и Рейчел Тревор-Морган делающей шляпы для Ее Величества.

 

Татьяна выставляла свои работы на выставках и профессиональных торговых шоу (например, дважды в год в Kensington Olympia), нишевые бутики стали давать ей заказы. Так хобби превратилось в бизнес. В 2005 году Татьяна рискнула подать заявку на участие в торговом шоу Premier Class, которое проводится в Тюильри в рамках Парижской недели моды.

Приехала к организаторам, привезла шляпы, подверглась серьезному допросу о материалах, поставщиках. Самый маленький стенд стоил €3000. Татьяна готова была заплатить за участие, но через несколько дней ей позвонили и предложили участвовать бесплатно.

После недели моды посыпались международные заказы: от нишевых магазинов в Японии, Нью-Йорке, Италии, Испании.

 

Серьезный перерыв

Половина заказов приходилась на частных клиентов. Шляпы — специфический британский товар. Любое официальное мероприятие, будь то скачки, свадьба, крещение или похороны, требует в Англии наличия этого аксессуара, причем строго определенного типа. Татьяна выбрала правильную нишу.

В первый год на шляпках ей удалось заработать £35 000, потом обороты выросли до £80 000 в год (около 4 млн рублей). Увеличить обороты Татьяна не стремилась, так как шляпы — ручная работа. Все заказы шила дома с помощью восьми ассистентов. «Бизнес стремительно развивался. Я превратилась в очень занятую жену — постоянные звонки, заказы, приглашения, выставки! Было ощущение, что я невольно заслонила мужа. Он же давно хотел поработать в Москве, тем более в 2000-е там был бум на недвижимость. Родилась дочка, и в 2006-м мы переехали в Москву». Татьяна перевезла свою мастерскую в Москву, в отдельную комнату в квартире. Готовые заказы отправляла по почте или привозила сама — периодически летала в Лондон, чтобы не терять клиентов. Через два года, в 2008-м начался кризис, цены на недвижимость рухнули, и Татьяна с мужем и дочкой вернулись в Лондон.

Два года — серьезный перерыв. Чтобы поскорее вернуться на рынок, она поступила на MBA в European School of Economics на курс fashion management, тем более что школа предоставила ей грант на обучение.

Но оборудование мастерской после переезда из Москвы оставалось в контейнере, новые заказы в то время Татьяна не принимала. «Вернуться в шляпный бизнес так сразу не получилось бы, он очень имиджевый, надо много встречаться-общаться, делать коллекцию, участвовать в выставках».

Свекровь в помощь

Этой ситуацией воспользовалась свекровь. С 2000 года она руководила в Лондоне собственной частной англо-французской школой La petite ecole bilingue и предложила Татьяне подключиться в качестве преподавателя «арт». Татьяна с радостью согласилась: нужны были деньги на текущие расходы. И втянулась. Со временем предложила свекрови добавить к английскому и французскому языкам еще и русский. И не прогадала — подобной школы, дающей сразу три языка, в Лондоне не было.

 

Татьяна стала директором всех трех школ и вместе со свекровью расширяла бизнес. «В моем лице свекровь нашла человека, на которого можно опереться. Я вселила в нее энтузиазм», — говорит Татьяна.

Первая La petite ecole bilingue расположена в северном Кенсингтоне, рассчитана на 75 детей. В 2010 году открыли вторую, в районе Ноттинг-Хилла, на 180 детей, и в 2012-м — третью, в Камдене, на 20. Обучение в год стоит £9000.

Вложения в две новые школы (около £700 000, кредит и средства свекрови, заработанные на первой школе) пока не окупились. «Это живая история. И хотя сейчас я зарабатываю больше, чем в свое время на шляпках, всю прибыль инвестирую в развитие».

А к шляпкам она непременно вернется: школьный опыт дал Татьяне, по ее собственным словам, мощный импульс для дальнейшего развития. Говорит, что вот только родители до сих пор не смирились с тем, что дочь оставила медицинскую карьеру. Они считают, что в ней погиб великий ученый.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+