К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как совместить детей и карьеру

фото REUTERS / Alex Lee
фото REUTERS / Alex Lee
Количество женщин на ключевых позициях растет, растет и число работодателей, которые изыскивают методы их привлечения и удержания в компании

Мешают ли дети карьере? «Отношение к женщинам с детьми чаще всего зависит от их опыта работы. Но должен признаться, что в частных беседах некоторые работодатели открыто говорят, что на ту или иную топовую позицию готовы брать только мужчину, — говорит Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор хедхантинговой компании Antal Russia. — Другие, наоборот, считают, что те, кто рожал, более зрелые личности, они точно знают, чего хотят».

Сам Михаэль, кстати, в компании которого 80% сотрудников — женщины, убедился в надежности мам на собственном опыте — некоторые из них присылают рабочие письма в три часа ночи, в перерыве между кормлениями. «Конечно, это желание самой сотрудницы, а не условие, выдвигаемое компанией», — тут же добавляет он.

В Microsoft гибкий график, который позволяет проводить ребенка в садик или школу и забрать его вечером, распространяется хоть на мам, хоть на пап. Есть возможность один-два дня в неделю работать из дома. По словам Нины Воронцовой, менеджера по работе с персоналом Microsoft, компания покрывает расходы по ведению беременности и родам, оплачивает декретный больничный исходя из полного оклада сотрудницы, а также страховку на мать и ребенка в течение года. Таких примеров становится больше — количество женщин на ключевых позициях растет, растет и число работодателей, которые изыскивают методы их привлечения и удержания в компании.

 

По данным ежегодного исследования PwC «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса», в 2011 году доля компаний, практикующих гибкий график, выросла в сравнении с прошлым годом с 49% до 61%. А доля компаний, позволяющих сотрудницам с детьми работать из дома хотя бы раз в неделю, увеличилась с 25% до 39%.

Но всего лишь 19% компаний практикуют ежемесячные выплаты во время декрета сверх установленных Трудовым кодексом норм и лишь 9% заявили, что у них есть специальные программы, направленные на адаптацию сотрудниц после выхода из декрета.

 

Что еще могут сделать работодатели и как сами матери могут влиять на ситуацию?

Инициатива снизу

Шесть лет назад Ирина Гайда, партнер и управляющий директор Boston Consulting Group, круто изменила жизнь: она переехала из Парижа в Москву, вышла на новую работу и родила ребенка. (Вскоре после выхода номера журнала с этим материалом Ирина родила второго сына. — ForbesWoman).

Уже через шесть недель после родов Гайда сообщила начальству, что готова работать над очередным проектом: понимала, что либо выйдет на работу, либо впадет в депрессию. На первое совещание Ирина пришла вместе с маленьким Шуриком, который минут через пятнадцать начал возмущаться. «Но шеф, сам отец четверых детей, воспринял это спокойно, посоветовал с ним попрыгать. Как только Шурик успокоился, вернулись к рабочей повестке», — вспоминает Ирина.

 

Она считает, что отношение к работающим матерям — вопрос не столько корпоративной политики, сколько конкретных людей в руководстве. На тот момент, когда рожала она, в российском офисе никакой корпоративной политики в отношении женщин не было — сотрудниц было немного, и в компании не очень понимали, что такое декретный отпуск в России. А вот личное отношение шефа сильно облегчило ей жизнь.

Через два с половиной месяца Гайда уже поехала в командировку в Киев, взяв с собой и сына, и боевую няню. Клиент был морально готов к тому, что консультант — молодая мать. Никто, например, не удивился, когда перерыв на совещании по подготовке к управляющему совету — важному промежуточному этапу проекта — объявила няня, заглянувшая в переговорную, чтобы напомнить Гайде: «Пора обедать». Мужчины вышли, Ирина покормила сына, и совещание продолжилось.

Сейчас женщин в компании больше, и многие меры их поддержки закреплены официально. Например, оплачивается 100% декретного отпуска (это 140 дней) и медицинская страховка на беременность и роды. Все это появилось в российском офисе с подачи самих женщин — Гайда возглавила в России программу Woman Initiatives, действующую в компании на глобальном уровне. «Мы изучили опыт других офисов: что они делают, чтобы рекрутировать больше женщин и сохранять их в компании, что может применяться у нас», — говорит Екатерина Тимофеева, директор по проектам BCG, ее ребенку сейчас чуть больше года. На время декрета Ирины функции защитника женских интересов в компании перейдут к ней. Екатерина, кстати, работает в режиме частичной занятости. Она вышла на работу, когда ребенку исполнилось 9 месяцев, с 50%-ной нагрузкой: появляется в офисе три дня в неделю с 9 до 18, но может уходить и пораньше.

Менеджер проектов Екатерина Сычева, закончив в декабре проект и узнав, что ждет ребенка, договорилась с руководством о более длительном перерыве между проектами. После новогодних каникул Катя отдыхала еще почти месяц. «Конечно, если бы не проектная работа, было бы сложнее», — признается она.

Женщины-консультанты российского офиса регулярно собираются вместе и обсуждают то, что их волнует: от объединения скидок в ближайшие салоны красоты до того, как правильно позиционировать себя региональному клиенту. Потом они представляют свои инициативы руководству. Для мам, выходящих после декрета, теперь официально закреплена возможность работать первые полгода на внутренних проектах. «По себе могу сказать, что этот разгон — огромное подспорье. Можно прийти в себя, вернуться в нормальное состояние, не уходя в работу сразу с головой», — говорит Екатерина Тимофеева. Еще пример: боссу-мужчине в голову не приходило, что в open space невозможно ни сцедить молоко, ни покормить принесенного няней грудничка. Сейчас делают специальную комнату. «Такие, казалось бы, бытовые мелочи делают жизнь работающей матери значительно легче», — говорит Гайда.

 

Раз в месяц проходит женский нетворкинг на глобальном уровне — партнеры-женщины по телефону делятся с коллегами опытом, как совмещать карьеру и личную жизнь. Сильное впечатление на Гайду, например, произвела топ-менеджер из Азии, ожидающая пятого ребенка. До этого она родила тройню. «Звучит фантастично, но когда слушаешь таких женщин, понимаешь, что это на самом деле нормально, — говорит Гайда. — Можно стать партнером и не забросить детей, такие люди есть в реальности, и это не сказки».

Помимо вдохновения из таких разговоров можно почерпнуть и немало практических рекомендаций. Екатерина Тимофеева говорит, что организовать жизнь после рождения ребенка ей сильно помог простой совет одной из героинь — заниматься в конкретный момент тем, чем занимаешься: «Приходя домой за час до укладывания ребенка, я отключаю BlackBerry, не думаю ни о работе, ни о домашних делах, занимаюсь только с ним. А в офисе не терзаюсь мыслями по поводу дома»

Начать свое дело

В офисе Zillion Corp в Гостином дворе обычно проходят встречи с клиентами. Сотрудники компании, занимающейся исследованиями в области управления персоналом, как правило, работают из дома. А когда собираются здесь в полном составе, то помимо рабочих вопросов часто обсуждают детские прививки, выбор садика и тому подобное — руководители Zillion Анна Каданя (мать пятилетней Сони) и Юлия Артюхина (дочкам 3,5 и 7,5 лет) предпочитают нанимать как в штат, так и фрилансерами мам, сидящих дома с детьми. «Мамы лучше всех умеют выстраивать приоритеты. А правильный тайм-менеджмент позволяет из дома работать намного эффективнее, чем в офисе», — объясняет Анна.

К мысли о создании своего бизнеса Анну и Юлию (обе работали в HR, подружились на одной из конференций) подтолкнуло как раз материнство — они осознали, что совмещать воспитание детей с работой в международной компании трудно.  Анна, например, вышла на работу через четыре месяца после родов. Ощущение, что дальше так продолжаться не может, появилось позже: летом дочка жила с бабушкой на даче, Анна ездила туда каждый день, чтобы успеть ее увидеть, а в шесть утра — обратно в город. Часто приезжала только для того, чтобы обнять уже спящую малышку. «Соне не было и года, два дня не увидишь — она уже изменилась. И я чувствовала вину за эту ситуацию, ведь крошечное существо не виновато, что ты свои амбиции реализуешь, — говорит Анна. — В этот момент я и решила, что хочу работать на себя и иметь возможность самостоятельно планировать свое время».

 

К тому же выводу пришла и Юлия. С первой дочкой она просидела в декрете три года, а потом, став представителем международной компании в Казахстане, работала в Алматы из домашнего офиса. Но командировка мужа закончилась, семья вернулась в Москву. Юля готовилась рожать второго ребенка и понимала, что выходить после родов в большой московский офис работодателя совсем не хочет. Было очевидно, что конкуренцию гигантам на рынке консалтинга в области управления персоналом маленькая частная компания может составить только при условии четкой специализации. Выбор пал на аналитические продукты для HR-служб крупных компаний: обзоры компенсаций, уровня вовлеченности сотрудников и т. д. «Мы реагируем на запросы мгновенно, а конкурентам надо еще утверждать все в европейских штаб-квартирах, — говорит Анна. — Например, пришли от нескольких клиентов вопросы про то, при каких условиях специалисты из регионов готовы переезжать в Москву, мы быстро запустили исследование и выпустили обзор».

Анна и Юлия начали работать на себя, когда у обеих на руках были маленькие дети. «Я открыла, что идеальное время для деловых разговоров — когда в парке с коляской гуляешь. По полтора часа между кормлениями всегда на работу можно выкроить, — вспоминает Юлия. — Мы тогда получили первого крупного клиента, чьи рекомендации нам до сих пор помогают. Никто и не догадывался, что я работаю с младенцем на руках». Когда доросли до первого наемного сотрудника, не задумываясь, предпочли мужчине молодую мать, готовую работать из дома. Каданя говорит, что на собеседовании стало очевидно: та готова выкладываться больше, чем прочие претенденты. «Я помню, как сидя с первой дочкой дома, мечтала о частичной занятости. У меня было так много энергии, что ее надо было срочно как-то перераспределять», — объясняет энтузиазм сидящих дома мам Юлия.

Форс-мажоры случаются — однажды у Юли заболели сразу двое детей, пришлось доделывать отчет для клиента в три часа ночи, когда они уснули. Обязательства перед клиентами никто никогда не нарушит, какая бы ситуация дома ни сложилась. Дети не могут мешать работе, если человек умеет планировать свое время говорит Каданя.;Я ни разу не отменяла встречу из-за детей, подтверждает и Юля: «Если надо уехать на встречу к клиенту рано, няня младшей дочки останется ночевать». К тому же, Анна и Юлия могут положиться друг на друга. Обе уверены, что свой бизнес это удобно. Старшая дочь Юлии в прошлом году пошла в первый класс. Появились новые логистические задачи в середине дня: балетная школа, занятия по фортепиано, шахматы и хор. Справляется сама, муж в загранкомандировке. Еще и в родительском комитете участвует. Она говорит, что успеть можно все, если правильно планировать. График задают встречи с клиентами и школьные занятия дочери. Промежутки четко расписаны. «Если раньше для меня минимальный временной шаг был 10 минут, то теперь пять. За это время можно успеть что-то сделать», — говорит Юлия.

Работа с людьми

Сыну Галины Вайсбанд, вице-президента по управлению персоналом Хоум Кредит энд Финанс Банка, уже 26 лет. Но она прекрасно помнит, как сложно было совмещать даже неполный рабочий день на кафедре института с детской логистикой. Молодые бабушки-дедушки тоже работали, подстраховать успевали не всегда, так что часто выручала соседка. «Но я убеждена, что работающие мамы дают детям больше, чем неработающие, — говорит Вайсбанд. — Конечно, мама, сидящая дома, вовремя покормит и погуляет, сводит на несколько кружков. Но когда родители много работают, ребенок с детства видит правильную модель: чтобы чего-то достичь, надо потрудиться. Он и сам потом так будет строить свою жизнь».

 

Именно ее подразделение — генератор всех инициатив, направленных на поддержку женщин, которые возвращаются из декрета и готовы продолжать карьеру в компании. Гибкий график возможен, и им часто пользуются. Например, у одной из сотрудниц Вайсбанд осложненная беременность. И хотя официально декрет еще не начался, на работе она появляться не может, но она выполняет задания в удаленном режиме.

Идти навстречу беременным и мамам с детьми, которых компания хочет удержать, выгодно. «Женщины — ответственные и более стабильные работники, — говорит Галина. — Думая о благополучии семьи, они более привязаны к работодателю, чем мужчины, при этом не менее амбициозны».

В апреле 2011 года «Хоум Кредит» из практических соображений открыл корпоративный детский сад «Оранжерея» прямо в офисе. Пока, правда, не в Москве, а в Обнинске. Там у компании сосредоточены вспомогательные службы (центр обслуживания клиентов, центр по взысканию дебиторской задолженности), в которых трудится более тысячи женщин детородного возраста — от 21 до 26 лет. В инвестиционно привлекательной Калужской области, где много крупных предприятий, высокая конкуренция за адекватные кадры. А новые люди требуются постоянно — банк переводит в Обнинск все новые и новые службы. После открытия «Оранжереи», говорит Вайсбанд, некоторые женщины, подавая заявления в отдел кадров, не скрывают, что хотят здесь работать из-за детсада.

Идея родилась, когда председатель правления банка встречался в прошлом году с мэром Обнинска и поднял вопрос о гигантских очередях в муниципальные детсады — сотрудницы с детьми жаловались, что очень трудно попасть в садик. Мэр предложил: откройте свой детсад. Галина Вайсбанд вместе с директором обнинского филиала взялись за реализацию этого проекта.

 

На получение лицензии и прочие бюрократические процедуры ушло более четырех месяцев. И это, по словам Галины, был самый сложный этап: «В компании должны быть люди, которые реально этого хотят и готовы искать решения, а не отговорки, почему проще не делать. Юристы приходили каждый раз со словами «а вот еще выяснилось ограничение». Есть четко прописанные нормативы и по помещению для сна, и по площадке для прогулок (ее в итоге доделали уже после открытия). Нужна обязательно прачечная. Отдельный вопрос — питание. «Хоум Кредит», несмотря на наличие кухни и столовой в здании, выбрал вариант сотрудничества с оператором, поставляющим питание в городские детсады. Четыре воспитателя (искали молодых с идеями), медсестра и врач — теперь сотрудники «Хоум Кредита».

В «Оранжерее» одна группа — для детей от 2,5 до 6 лет. А вот обучающие программы для разных возрастов разные. Все дети будут учить английский и математику — в банке решили, что на счете стоит сделать акцент. Учли и пожелания родителей — в интранете сразу выложили анкету для тех, кто хотел бы привести туда ребенка.

Садик работает по будням с восьми утра до восьми вечера. Изначально рассчитывали, что родители, работающие в сменах «два через два» будут отдавать ребенка только в те дни, когда работают. Но мамам (и папам тоже — ограничений по полу родителя, работающего в компании, нет) оказалось удобнее, чтобы ребенок мог быть в саду и в другие дни.

Сейчас в группе 22 человека. По словам Вайсбанд, можно легко принять еще столько же детей. Несколько новых заявлений на сентябрь уже лежат — многие родители, как оказалось, ждали первых отзывов. «Всем нравится. Родители забегают в перерывах, смотрят, как дети гуляют, едят. Мне кажется, это важно — видеть ребенка в течение дня», — говорит Галина.

 

Точных цифр Галина не называет, но говорит, что бюджет на открытие садика сравним с трехлетним бюджетом на выпуск корпоративной газеты. Она ломает голову, можно ли что-то подобное сделать для работающих родителей в Москве. «Идея садика нереализуема точно — все едут из разных концов Москвы, да и с помещениями большой вопрос. А вот формат игровой комнаты, где сотрудница, работающая на удаленном доступе, могла бы на пару часов оставить ребенка, чтобы сходить на совещание или обсудить задания, вполне рабочий». Было бы здорово, говорит Вайсбанд, если бы такими корпоративными игровыми комнатами занимался отдельный оператор. «И для девелоперов крупных офисных центров было бы суперрешение», — рассуждает она.

Независимо от того, делает компания что-то для поддержки молодых мам или нет, комфорт работающей матери, часто зависит от нее самой. «Женщина должна сама быть готова совмещать материнство и работу. Если ты чувствуешь в такой ситуации дискомфорт, то лучше припарковаться на некоторое время и позаниматься воспитанием. Второй момент — выбирайте, с кем вы работаете. Люди с правильной головой относятся к молодым матерям по-человечески», — говорит Ирина Гайда.

А избавиться от чувства вины перед ребенком можно, если научиться расставлять приоритеты: понять, где реально ребенку нужны именно вы, а где может справиться кто-то другой. В конце концов, постирать ползунки или приготовить супчик может и няня.

[processed]

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+