«Когда вы читаете своим детям, вы передаете им прекрасное — то, что будет связывать вас всю жизнь»
Привычка к чтению как дворянство, она может быть потомственной, а может быть личной. Правда, личное читательское дворянство — штука крайне редкая.
1. Ищите хорошего учителя
Как человек, который почти 20 лет преподавал в школе, я убежден, что личное дворянство возможно только при хорошем учителе литературы. Причем, не позже 5-го класса. Дети формируются достаточно рано: в семь лет уже можно идти на исповедь.
2. Читайте сами
Часто слышу от родителей: мы ему и к компьютеру не разрешаем подходить, пока книжку не почитает, и код поставили на телевизор, а он все равно не читает. Спрашиваю: «Вы сами много читаете?» Оправдываются, мол, загружены работой... Какие тут могут быть претензии к ребенку? Все идет из семьи. Чтение — это некий генетический культурный код. Насильно приучить нельзя, можно только передавать личный опыт. Ребенок обязательно начнет читать, если вы сами читаете. Но — настоящую литературу. Книжка «Ешь, молись, люби» — это не литература.
3. Читайте «старые» книжки по-новому
Вот мама искренне считает, что из сказок Пушкина ее семилетний ребенок уже вырос. Когда в своей программе «Каменный гость» на «Серебряном дожде» я рассказываю про сказки Пушкина, мне пишут: «Леонид, я не хочу выходить из машины, хочу дослушать!». Сказки Пушкина — они для взрослых. Все гениальные детские книжки написаны талантливыми взрослыми. И говорят об очень сущностных вещах. «Мэри Поппинс» — книга о том, что у родителей нет времени заниматься с детьми. И что детство обязательно уйдет. «Дюймовочка» — это мощный художественный пасьянс семейных отношений. «Винни-Пух» — потрясающий набор характеров.
У нас, у взрослых, есть в сознании еще одна ловушка: «это мы проходили в школе, дайте нам что-нибудь новое». Недавно одна моя знакомая попросила совета, что бы ей почитать. Я предложил «Анну Каренину». А она мне отвечает: «Ну, я знаю про что это. Я хочу новенькое». Но тогда возникает вопрос, чего мы хотим от чтения — эстетического наслаждения, которое каким-то хитрым образом переходит в наш эстетический и экзистенциальный опыт, или экшна?
4. Находите актуальное в самой «лохматой» классике
Это очень важно: чтобы каждый рассказ вошел в плоть и кровь. Уверяю вас, что обыкновенная школьная программа при правильном разговоре о ней становится для ребенка именно актуальной. Про его жизнь, его переживания, про шум времени и общественное устройство, которое не меняется по сути, — об этом и Онегин, и Печорин, и «Мертвые души». У нас просто глаз замылен, сознание забито штампами из школьного учебника. Чтобы хоть как-то преодолеть это, я начал сейчас читать курс публичных лекций, рассчитанный на взрослых. «Каменный гость» офлайн.
5. Обсуждайте
Вообще, если вы действительно хотите, чтобы ребенок встал на путь чтения, нужно разговаривать с ним о прочитанном. И еще смотреть хорошее кино и обсуждать его с ребенком, говорить обо всех культурных объектах вокруг, мимо которых идете, едете. Это не сложно. Нужно лишь обратить на них внимание.
6. Читайте вслух
Нужно, необходимо читать вслух настоящую классическую литературу и восторгаться ею вместе с ребенком. Очень рекомендую аудиокниги — и не нужно бояться, что дети чего-то не поймут.
7. Читайте лично
Не перекладывайте чтение на плечи няни. Когда вы читаете своим детям, вы передаете им прекрасное. И эта личная передача прекрасного — то, что потом будет связывать вас всю жизнь.
8. Никогда не читайте сокращенные издания
Это все равно, что купить машину с тремя колесами. Решается проблема знания текста, сюжета, но не получения удовольствия.
9. Не гонитесь за количеством
Наша школьная программа в этом смысле ужасна. Мы читаем в школьные годы много, а о чем читаем — не понимаем. Вот в программе международного бакалавриата, где я преподаю, литературный курс, рассчитанный на два года, состоит всего из 15 произведений.
10. Попробуйте писать
Я в свое время учился в литературном кружке во Дворце пионеров на Ленинских горах. У нас был прекрасный лозунг «От маленького писателя к большому читателю». Люди должны писать. Письма, эссе, рассказы. С детьми можно играть в эту игру. Сказки придумывать, записывать их. А потом обсуждать, чем твоя сказка отличается от сказок Андерсена.
С каких книг начать?
Дошкольники
Самый минимум — это сказки, проза Пушкина. Даже трехлетним детям можно читать всего Пушкина. Это язык, который завораживает. Рекомендую и всего Чуковского. «Федорино горе» — настоящий праздник ритма и образов. И, конечно, Борис Заходер и все, что он перевел, — «Мэри Поппинс», «Винни-Пух» и др.
Школьники
Книга Михаила Леоновича Гаспарова «Занимательная Греция» написана прекрасным и очень простым языком. Она увлекательна и при этом очень серьезна.
Рассказы Рэя Брэдбери — это такая концентрация философии жизни, заключенная в образный ряд! Вот, например «Вельд» — о том, как дети убивают родителей за то, что те отключили им 3D телевизор. О таком рассказе нельзя не поговорить.
Наверное, лучшая книга про подростковые проблемы — «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Только не берите старый перевод, покупайте современные. Еще бы посоветовал книгу, которую невозможно читать одному, — это «Повелитель мух» Уильяма Голдинга.
«Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров» Жюля Верна — все это удивительные произведения. Они прекрасные и совершенно не старомодные.
Год назад начал работу интеллектуальный клуб для школьников и студентов «Самое важное». Он организован при Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Заседания проходят каждый вторник, в 18 часов. По адресу пр. Вернадского 82. Туда приходят школьники и студенты, это совершенно бесплатно, прийти может любой. Мы смотрим и обсуждаем кино, и моя задача — сделать каждый фильм актуальным для них, только тогда они захотят говорить.