Как заставить детей читать? Этот вопрос я слышал сотню раз. Что тут ответишь? Никак! Нет таких вариантов, чтобы сегодняшние дети сидели с книжкой так, как сидели мы. И не потому что они хоть в чем-то хуже нас. Просто мы имели перед ними невероятные преимущества. У нас было огромное количество времени (не смотреть же «Сельский час» по телевизору) и полные шкафы разнообразнейших взрослых книжек.
Когда я подрос, меня раздражала серия «Библиотека всемирной литературы» — две сотни томов, от «Махабхараты» до «Молодой гвардии». За ней все гонялись, это был дефицит из дефицитов, но мне она казалась большим суповым набором, который кто-то сложил за меня, совершенно не сообразуясь с моими вкусами. Я был глуп, потому что ряды литературных памятников, погонные метры мелованных суперобложек были рассчитаны не на уже начитавшихся взрослых. Это были, как выяснилось, ловушки, расставленные на детей. Благодаря им никто не знал, что ребенок возьмет с полки и что его заденет, хотя по всем правилам вроде бы задеть не должно. Некий список рекомендуемого чтения, широкой сетью брошенный в народ.
С этим, увы, покончено, как и с огромными домашними библиотеками. Никакая невероятная случайность более не заставит вашего ребенка взять с полки «Поэзию вагантов», или «Исландские саги», или даже, страшно сказать «Стихотворения» поэта Некрасова.
Сейчас я вижу большое достоинство «Библиотеки» и в том, что книги эти были изданы по нынешним временам скромно. Рисованный шрифт титула, орнамент на форзаце, несколько вкладных иллюстраций. В общем, не повеселишься. Сейчас книги для детей специально проектируют как можно забавнее. В результате те невероятные по изобретательности и конструкции тома с картинками, которые мы покупаем, перестают быть книжками. Это трехмерные игрушки с текстами, а то, что сделаны они из привычного картона и бумаги и упакованы в переплет, просто еще один этап перед тем, как превратиться в электронную игру. Уже исчезли бумажные словари, погибли бумажные справочники, любая газета теперь говорит и поет в сети, как «Ежедневный пророк» в фильмах про Гарри Поттера. Почему же мы считаем, что бумажную детскую литературу не постигнет та же участь?
Это, конечно, не очень радует. Я помню переплеты моих любимых книг, запах клея и ледерина, теперь книги не пахнут, они не чувственны в обращении. И слишком предсказуемы. С электроникой ты получаешь именно то, что просил, и только. В бумажной книге велик был процент случайных находок и счастливых открытий. Пока ты ее листал, в глаза тебе могло броситься все что угодно — что тебе бросится в сети, сам знаешь. Случайностей больше не будет. И не надо думать, что бумажная книга возьмет свое хотя бы ценой. Да, ридеры пока что дороже, но и мобильные телефоны когда-то были доступны не всем.
Увенчавший современную эволюцию электронных книг iPad — это не просто новая машина, а, в сущности, модель мира современных детских развлечений. В нем есть все — от погоды до кино, и книги заодно, до кучи. Эти книги, если они специально предназначены для iPad, там очень нарядно упакованы. На манер первой презентационной «Алисы в Стране чудес»: полукнига, полумультфильм, полуигра. И после этого вы еще хотите, чтобы детки шептали про себя стихи? Не будут они шептать, они в лучшем случае воткнут наушники в свои маленькие ушки, и до самого совершеннолетия повести и рассказы им будут читать и показывать. Они не услышат, как звучит прочтенное про себя слово, и возможность переключиться со слов на картинку почти всегда будет реализована в пользу картинки.
Что же делать? Однако бороться. Мы — исчезающие современники «Библиотеки всемирной литературы», и нам придется потратить силы на то, чтобы заставить детей ее узнать. Просто выбор томов теперь за нами. И он ограничен, потому что дети никогда не полюбят ту книжку, которую вы им подкладываете, если эту книжку вы сами не любите до дрожи. «Прочти, это важно» не подействует, коли вы не готовы читать им вслух перед сном, получая такое же удовольствие, как и слушатели. В общем, не все потеряно — раз дети любят вас, они полюбят и ваши книги. Отличная проверка пользы чтения и искренности почтения.