К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как подбор парфюмерии помогает решать психологические проблемы

Как подбор парфюмерии помогает решать психологические проблемы

На семинар о том, как найти свой аромат, я забрела из любопытства — кто-то из друзей рассказал, что его ведущая, бизнес-тренер Ольга Ковалева, по образованию психолог и специализируется на кризисах развития. Как парфюмерия связана с психологией? Это я и хотела выяснить.

В зале человек двенадцать. Нам раздали стаканы с водой — Ольга объяснила, что это «мера безопасности»: как в случае с винной дегустацией, вода освобождает рецепторы от молекул ароматических веществ, иначе они быстро устают и свежесть восприятия пропадает. Честно признаюсь, с нишевой парфюмерией я раньше не сталкивалась никогда. «Ее девиз — уникальность и часто маргинальность, — говорит Ольга. — У каждого парфюмерного дома четкая концепция».

 

Передо мной открылся целый новый мир. Я даже не представляла себе, что в Италии и Франции до сих пор есть парфюмерные марки, ведущие свою историю от средневековых аптек, что у Chanel и Hermes есть помимо люксовых эксклюзивные линии, что год урожая в парфюмерии, как и в виноделии, имеет значение.

Флердоранж в Тунисе, оказывается, прекрасно уродился в 2005 году, что было использовано при создании аромата Fleur d’Oranger маркой L'Artisan Parfumeur (этот дом относительно молод, создан в 1976 году и славится новаторством). Их аромат Premier Figuier — Ольга поочередно раздает всем участникам семинара полоски, пропитанные разными духами и одеколонами, — приводит меня в восторг. Далее идут духи Or et noir от дома Caron с доминирующим запахом розы в композиции — именно этот аромат, как я теперь знаю, уже снимают с производства. Следующая полоска — Jubilation XXV от Amouage. Я и не думала, что парфюмерия может пахнуть так странно — по мне, в аромате есть что-то животное. Никаких заявленных нот лавра и кориандра не различаю, запах не нравится резко.

 

Психолог объясняет, что обонятельные структуры (рецепторы и обонятельная луковица) относятся к древней части мозга, которая маркирует все новое, непохожее на предыдущий опыт, как опасное. Ольга говорит, что если не реагировать на сигнал «убери это немедленно», а попытаться расшифровать аромат — что в нем слышится, какие ассоциации вызывает, — то реакция на запах уже через 10–15 минут может измениться. Объяснение простое: анализ снимает тревогу и к восприятию подключаются другие части мозга. Так же в принципе мы воспринимаем все новое — будь то шарф непривычного цвета или новый дизайн любимого журнала.

Диалог с собой

Возможность поймать сигнал от подсознания с помощью ароматов Ольга и использует, будучи бизнес-тренером и практикующим психологом. Год назад, соединив свой личный интерес к парфюмерии и профессиональный опыт в психологии развития, она запустила проект «Парфюмерный гардероб» — дает персональные консультации по подбору нишевой парфюмерии исходя из задач, которые стоят перед личностью и, возможно, пока формулируются только в подсознании.

«Эмоциональные силы человека (а это примерно 85% психики) при контакте со «своим» ароматом активизируются и создают условия для прорыва в новый жизненный опыт, — говорит Ольга. — Ароматы, которые для нас непривычны, но притягивают или вызывают неоднозначные переживания, обычно являются маркером того, какие черты личности сейчас развиваются в человеке». Вот пример из ее практики. Клиентка собирается открыть свое дело. С одной стороны, у нее горят глаза и есть азарт. С другой — пускаться в самостоятельное плавание всегда страшно. При тестировании подобранных Ольгой ароматов женщина сразу выбирает дерзкий и бесшабашный, но в то же время очень женственный аромат. На вопрос психолога, что этот аромат для нее значит, говорит о «юности», «свободе», «смелости» и «радости». Мостик между жизненной задачей и глубинным внутренним ресурсом перекинут.

 

«Официальный» аромат

Ароматы позволяют раскрыть индивидуальность — тот, что соответствует глубинной сути, прекрасно дополняет и внешний образ. Неслучайно, наверное, средневековые парфюмеры подбирали ароматические аккорды под конкретного человека. Правда, в отличие от тех времен, когда считалось, что индивидуально подобранный запах нужно носить всю жизнь, сейчас парфюмерия дает возможность рисовать различные портреты себя.

В офисе мы одни, на отдыхе — другие, на международной конференции — третьи, на свидании — четвертые. Некоторые клиенты, рассказывает Ольга, так прямо и формулируют задачу — подобрать аромат под официальный дресс-код. А еще она заметила, что в социуме бытует масса мифов о возможности влиять на других людей с помощью ароматов. Например, будто бы на переговорах ваниль помогает расположить к себе партнера. На самом деле, объясняет Ольга, никакими исследованиями этот миф не подтвержден, а восприятие ароматов настолько индивидуально, что в одном случае ваниль может сыграть вам на руку, а в другом — наоборот. Так что при подборе ароматов для официальных ситуаций лучше руководствоваться правилами хорошего тона (не нарушать сильным запахом чужого внутреннего пространства, например).

Выход из кризиса

Подбор «своего» аромата поможет не только в создании образа. Это еще и один из способов преодолеть внутренний кризис. Кризис среднего возраста у женщин начинается примерно в 35–37 лет. Внешне он часто никак не проявляется — с профессиональной и социальной точки зрения женщина по-прежнему выглядит успешной, хотя внутри — опустошенность. Интуитивная неудовлетворенность не находит выхода, поскольку все мы не очень приучены разговаривать с собой. «Происходит трансформация — в первую часть жизни мы усваиваем знания, ориентируемся на мнение родителей, окружающих, стремимся достичь успеха. А во второй важнее всего становится все, что связано с духовностью, чувствами, наработанной личностной уникальностью, присвоением гендерной роли», — говорит Ольга.

Выход из кризиса, говорит Ковалева, надо искать там, где не искал раньше, — иначе движения вперед не будет. «Мозг, если у него нет нового чувственного опыта, не может сформировать картину новой жизни», — говорит Ольга. Меняются представления о жизни, меняются и ароматы. Женщины начинают искать, чего им не хватает. Хорошая парфюмерная композиция всегда несет в себе архетипы, зашифрованные послания: цветочные запахи — романтизм и женственность, гурманские (сдоба, например) — семья, смолы и бальзамы — эзотерика.

В России, констатирует Ольга, гендерные роли перекошены. Часто, например, пробуя разные ароматы, деловые женщины отвергают сексуальные, хотя рука тянется. Самое распространенное объяснение — «это не про меня», «я не представляю себе, как буду это носить». Налицо конфликт между желаниями и установками — многие женщины, делая карьеру, осознанно отодвигают свою «женскую роль» на второй план. «Если подобрать аромат с подходящей степенью сексуальности, который женщина сможет принять, аура запаха будет постоянно напоминать, что она прежде всего женщина. А под это глубинное ощущение «подтягиваются» и поведение, и события, и окружение, гармонизируются личные отношения», — рассказывает Ольга.

 

Обонятельный опыт — или, как его еще называют, ольфакторный — чувственный. И это лишь один из вариантов расширить границы личности. Для преодоления личностного кризиса подойдут и танцы, и путешествия, и лепка из глины, и эзотерические практики, и новое образование, и новые знакомства — желательно с людьми из новой для себя сферы. Самое главное, чтобы в этом процессе были задействованы не только мозг и эмоции, но и тело — это самый глубокий уровень «зашифровки» жизненного опыта. Люди становятся успешными личностями как раз за счет увеличения ассоциативных связей. Чем больше разнообразного опыта, тем больше таких связей и, следовательно, тем больше степеней свободы выбора, спонтанного и естественного.

рисунок: Дарьи Рычковой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+