Светлана Кузовова, владелица бренда AsianSpirit (бренд был создан в 2010 году и объединяет передовых дизайнеров одежды класса люкс из стран Азии), сегодня наконец-то занимается тем, что радует душу и глаз. За прошедшие пять лет она сменила ряд ответственных позиций в сфере недвижимости: от консультанта по формированию концепции развития проектов в Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko до директора по инвестициям в компании PIK Capital Partners и директора Predevelopment Department в компании Storm Properties. Работа ей нравилась. Светлане было интересно участвовать в каждом проекте с момента его зарождения, формирования концепции развития. Анализ рынка, привлечение в проект и согласование различных сторон — консультантов, инвесторов, девелоперов, архитекторов, составление основы, «мозаики» проекта, чтобы он начал жить и в итоге реализовался, — это было интересно.
Но как и любой другой масштабный бизнес, этот был сопряжен с рядом компромиссов, которые со временем стали заметно тяготить ее. Кузовова в какой-то момент устала следовать чужим целям, принимать ответственные решения по спорным вопросам и быть причастной к новой, часто далеко не идеальной застройке Москвы. «Иногда девелоперы отдают приоритет максимальному «выходу» площадей в проекте и, следовательно, максимизации его финансовой отдачи, не учитывая архитектурные особенности окружения пятна застройки», — говорит Кузовова. Также время от времени Светлане приходилось сталкиваться с нарушением понятия социальной ответственности бизнеса. Так, однажды планировался вывод из центра Москвы уникального колледжа, чтобы освободить участок под строительство очередного офисного центра.
Тем временем карьерные перспективы вырисовывались совершенно чудесные — растущее количество нулей в зарплате и все больше открывающихся дверей. В какой-то момент Светлана поняла, что дальнейший рост еще больше ограничит внутреннее развитие и творческий поиск, ведь свободного времени и так не оставалось. А отрасль недвижимости жестко регламентирована.
Близкие вначале поддержали ее, но, как только начались первые трудности, испугались, что это «дауншифтинг», не имеющий перспектив. Они дружно стали уговаривать Светлану все бросить и вернуться в «большой бизнес». «Их легко понять, — вспоминает Кузовова, — они видели мой масштаб раньше, считали, что с точки зрения общества я была «хорошо устроена», а тут необычный проект — мода, психология, да к тому же сотрудничество с азиатским рынком». Самым трудным и одновременно самым привлекательным было то, что никто до нее ничего подобного не делал: не объединял современную восточную моду и психологию в рамках одного проекта. Кроме того, все дизайнеры были представлены в России впервые. Конечно, трудно начинать свой бизнес, когда нет отраслевого опыта, на который можно опереться. Сложностей было много, особенно это касалось технической стороны реализации проекта — логистики, а также нестабильной политической обстановки в странах–контрагентах, в частности в Пакистане. Но сейчас новое дело Светланы AsianSpirit набирает обороты: появились постоянные клиенты — в основном это успешные женщины, уставшие от «логомании». Хотя бывшие коллеги долго еще с удивлением реагировали на новую визитку Кузововой и искренне недоумевали, как можно было бросить перспективную должность и связанные с ней бонусы.
Анна Шитикова также столкнулась с непониманием коллег, когда ушла с высокооплачиваемой должности главного бухгалтера в нефтехимической компании. Мнение сослуживцев было стандартным: за большую зарплату все «стерпится-слюбится», а вот друзья и родственники Анну поддержали.
Анна ушла с работы потому, что ее понимание бизнеса и стиля управления не совпадали с новой политикой, которую предложило руководство. Часть задач отдела Шитиковой передали на аутсорсинг другой компании. «На смену моей команде пришли молодые амбициозные люди, а нам просто предложили за те же деньги быть наблюдателями, — рассказывает Шитикова. — Мои бывшие сотрудники сказали: при вас мы чувствовали себя личностями, а сейчас мы винтики».
В поиске новой работы Анна столкнулась с рядом сложностей и в основном переживала за свой «неюный» возраст. Но, изучив спрос на профессию, сформировала конкретную цель и с большим интересом стала изучать английский язык. Новая работа не заставила себя долго ждать, Шитиковой предложили работу главного бухгалтера в бельгийской компании Unilin.
Ольга Мананникова, директор по маркетингу компании HeadHunter, так прокомментировала уход женщин с топ-позиций из моральных убеждений. Ольга считает, что такие резкие перемены чаще всего связаны с переоценкой жизненных ценностей. Мананникова приводит в качестве примера историю одной знакомой, чья успешная карьера финансиста-аналитика закончилась после того, как в офис компании нагрянул ОБЭП и положил всех лицом на пол. Она решила, что не готова ежедневно по 9 часов проводить в страхе и подозревать начальство в преступлениях. Сейчас она работает как фотограф-фрилансер. По словам Мананниковой, «чем серьезнее масштабы бизнеса, тем меньше женщин мы увидим на руководящих позициях. Чем выше занимаемая должность, чем больше ответственность, тем сильнее усталость и внутренний вопрос: «Зачем мне это?»
Надежда Юдачева, директор по маркетингу компании Neways Eurasia, в течение восьми лет работала топ-менеджером в сфере гостиничного бизнеса. Когда у преуспевающего отеля, на который работала Надежда, появились новые владельцы, атмосфера доверия, царившая ранее, рухнула. Через пару недель начались странные проверки сотрудников, бесконечные собеседования, больше похожие на допросы. Надежда до сих пор не понимает, почему люди, позволившие себе роскошь купить процветающий отель, с недоверием и подозрительностью отнеслись ко всем без исключения сотрудникам.
«Работать стало сложно: согласитесь, трудно излучать позитив, обещая потенциальному клиенту яркий и креативный праздник, когда у тебя за спиной стоит молчаливый молодой человек и следит за каждым твоим словом и движением, — говорит Юдачева. — В день, когда на выходе из отеля у меня вывернули наизнанку сумку и карманы, я поняла, что точно пора уходить».
Юлия Никитина, управляющий партнер Boyden Russia и член совета директоров Boyden World Corporation (Boyden входит в десятку крупнейших консультационных компаний в мире, предлагающих самые высокие стандарты в области executive search), полагает, что женщины более чувствительны к морально-этическим проблемам при ведении бизнеса и более ответственны. Этим они отличаются от мужчин, для которых движущей силой часто являются статус и амбиции. «Если, например, акционеры крупной компании потребуют принятия решения, которое находится за правовым полем, — уверена Никитина, — то женщина в такой ситуации, скорее, возмутится и покинет компанию».
При этом, по словам Никитиной, после ухода с топ-должности все ведут себя по-разному. Кто-то сразу принимает новое предложение, иногда не самое привлекательное, чтобы доказать свою востребованность. А кто-то выдерживает значительную паузу, которая может длиться до года, — это зависит и от того, получают ли они поддержку от близких. Иногда свою правоту приходится доказывать и семье.