На благотворительный ужин к Александре Олсуфьевой гости записываются за несколько недель
— На первое сегодня крем вишисуаз, — объявляет хозяйка, подавая гостям суп-пюре салатового цвета с зелеными вкраплениями резаного лука и узорами из бальзамического уксуса. — Блюдо американское, но шеф, придумавший его, вдохновлялся поездкой во Францию.
Уютная гостиная в небольшой московской квартире, где собрались гости Александры Олсуфьевой, наполовину русской, наполовину француженки, владелицы небольшой кондитерской фирмы Maison Baladar, наполняется звуками — звоном ложек и бокалов, восторженными отзывами о дегустируемых блюдах. Постепенно на первый план выходит гул разговоров на разных языках: сегодня здесь собрались русские, немцы, французы, один поляк и итальянец.
Вслед за крем-супом на столе появляется цыпленок по-баскски с паппарделле в овощном соусе.
— Алекс, это потрясающе, как в Италии! Буониссимо! — не скупится на похвалы итальянский юрист Джакомо.
К моменту, когда Олсуфьева выставит на стол домашнее малиновое тирамису, все гости уже познакомятся друг с другом и будут хором сыпать комплименты в адрес десерта, которому позавидовал бы любой шеф-кондитер.
— Я же была на диете... — адвокат Мария чуть не проглатывает ложку, доедая вторую порцию тирамису.
Это можно было бы назвать дружеской вечеринкой, если бы не одно обстоятельство. Гости заплатили за ужин по тысяче рублей, и все собранные деньги Александра отдает на благотворительные цели. Сумма небольшая, тем более за авторскую французскую кухню, уверена Алекс. Неудивительно, что попасть к Олсуфьевой так же сложно, как в хороший гастрономический ресторан: бронировать место нужно заранее.
— Я смогла попасть лишь с третьей попытки, все было занято, — говорит Наталья, директор по маркетингу одной французской фирмы. — Пришлось ждать три недели.
Идея благотворительных ужинов появилась полгода назад, когда коллега Александры рассказала ей про свою знакомую, мать четверых детей, у которой обнаружили рак. Семья находилась в бедственном положении, денег на лечение не было. Олсуфьева сначала хотела просто помочь финансами, а потом подумала, что есть более эффективный способ. С тех пор как Александра четыре года назад переехала в Москву, в ее гостеприимной квартире каждую неделю проходили дружеские вечеринки. Теперь она решила приглашать гостей не просто так и придумала Dinners with a Cause — ужины по поводу.
Поводом всегда было какое-то доброе дело: вначале сбор денег на помощь многодетной матери, потом — молодой девушке-фотографу, которой в 31 год поставили диагноз «рассеянный склероз».
— Я не очень люблю слово «благотворительность», в нем есть что-то унылое, — признается Алекс, — поэтому и не называю свои ужины благотворительными.
Алину, элегантную сотрудницу логистической фирмы, которая пришла на такой ужин впервые, тоже пугало это слово.
— Я думала, тут соберутся такие несчастные девушки в юбках до пола, со свечками и будут грустить и говорить о чем-то серьезном, — рассказывает она.
Но грустить никто не собирается, гости шумят все больше, итальянец Джакомо распевает неаполитанские песни, топ-менеджер компании «МЕТРО Кэш энд Керри» флиртует с соседками, поляк-юрист и банкир из Газпромбанка говорят о политике.
Вечеринки, на которые собираются незнакомые люди, — традиция французская, со своими правилами и законами жанра. Алекс владеет этим искусством в полной мере: она тщательно подбирает гостей, старается звать поровну мужчин и женщин, не приглашает группы друзей или людей только одной национальности. Это тоже своего рода творчество — собрать приятную компанию, уверена Алекс.
Своим «салоном» Александра, высокая молодая красавица, управляет, как заправская светская львица, современная версия Анны Павловны Шерер из «Войны и мира». Увидев, что гость, глава немецкой компании, сидит за столом один, подсаживается к нему и расспрашивает про Петербургский экономический форум. Потом рассказывает анекдот про один из прошлых ужинов. Сегодняшний — уже семнадцатый. Первый Олсуфьева устроила в марте. За это время Александра приготовила 60 разных блюд, гости выпили 100 с лишним бутылок вина, Ольге и ее четверым детям передано более 200 000 рублей, фотографу Наталье — 150 000 рублей.
С сентября Алекс собирается устраивать ужины еще и в Париже — по делам своей кондитерской фирмы она часто бывает во Франции. В дальнейших планах не просто ужины, а целая система фандрайзинга. «Я бы хотела, чтобы это стало своего рода социальной сетью, — мечтательно говорит Алекс. — Чтобы, например, в Париже, Лондоне или Риме тоже по средам проходили бы такие обеды». Сейчас записаться на ужины к Олсуфьевой можно через сообщество в Facebook или через коллег и знакомых.
Благотворительность и помощь другим — такая же естественная вещь для Алекс, как занятия спортом или встречи с друзьями. «Мои предки всегда помогали людям, стране, — рассказывает Александра. — И для меня это своего рода связь с той старой, дореволюционной Россией». Среди предков Александры русские дворяне из рода Олсуфьевых, Трубецких, Голицыных. Сама Алекс еще во Франции помогала «Гринпис», обществу инвалидов, участвовала в работе фонда своей подруги, но в итоге нашла то, что ей действительно нравится.
— Я люблю вкусную еду, я люблю готовить для друзей, я люблю устраивать вечеринки, общаться и помогать, так что все сошлось, — рассказывает девушка. — Я знаю, это капля в море. Но можно же попробовать спасти мир с помощью пирожного.