Для стартапа кризис — испытание. Зачем Мария Шевцова, запустившая портал «СравниСам.ру», срочно расширяет бизнес?
В коридорах технопарка «Строгино», где находится офис «СравниСам.ру», женщины встречаются редко. Резиденты технопарка на западе Москвы — инновационные малые предприятия. Кто-то умеет обрабатывать данные 3D-сейсморазведки в режиме реального времени, кто-то выпускает лазерные медицинские приборы, кто-то ищет новые методы терапии рака. Мария Шевцова, основательница сравнительно-аналитического портала «СравниСам.ру», чувствует себя в этой среде комфортно: «До сих пор женщину во главе фирмы часто воспринимают либо несерьезно, либо резко негативно. А здесь сидят такие же молодые и амбициозные команды, как наша. В силу возраста или ментальности они по-другому относятся и к жизни, и к женщине в бизнесе. Мы общаемся на равных».
«СравниСам.ру» тоже инновационное предприятие. Портал предлагает сервис, которого в рунете не было, — супермаркет услуг. Если мобильные телефоны можно сравнить вплоть до такого параметра, как вес батарейки, не отходя от компьютера, то возможность на одном сайте сравнить условия разных банков по ипотеке, например, где цена ошибки намного выше, появилась впервые. «Ни по каким партнерским программам результаты поиска не продаются. Мы даем объективную информацию в удобной форме», — отмечает Шевцова.
Окончив институт по специальности «менеджмент», раньше Мария работала с драгметаллами в финансовом секторе. Заняться своим бизнесом решила сразу же после рождения дочери. Говорит, что очень хотелось работать и делать что-то свое. Верила в развитие интернета и в то, что именно у бизнеса в Сети большие перспективы роста. Идея супермаркета услуг показалась ей интересной как с точки зрения творческой реализации, так и с точки зрения потенциального дохода. «Я никогда не понимала людей, которые затевают бизнес ради того, чтобы просто занять себя», — говорит Мария. Вместе с мужем (он много лет занимается инвестициями) она изучила существующие в Европе и США аналоги и возможность их адаптации для России, а также убедилась, что на родине ниша совсем свободна, что никто не делает ничего подобного.
Работа над проектом началась в конце 2007 года. Технических вопросов Шевцова не боялась. Говорит, что, имея навыки управления, заниматься можно чем угодно. Бухгалтеров и юристов решила не нанимать — пользуется услугами аутсорсинговых фирм. На аренду много денег тоже не тратит — ее заявку на размещение в технопарке одобрили, выделив малому предприятию две комнаты. А все технические специалисты и дизайнеры сидят в Рязани, где Мария открыла офис в прошлом году — расходы тут значительно ниже, чем в Москве. Открытие удаленного офиса, когда надо было набирать сотрудников и решать организационные вопросы, было для начинающей предпринимательницы трудным делом. Приходилось как минимум раз в неделю в семь утра выезжать в Рязань на поезде (после пары поездок по шоссе, где мчатся фуры, до Рязани добираться на автомобиле расхотелось). Три часа в пути, полноценный рабочий день, а вечером — обратно к семье. «Начало бизнеса требует стопроцентного погружения. Я думаю о работе 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Это как второй ребенок», — говорит Мария.
Первые шесть месяцев молодая команда «СравниСам.ру» потратила на разработку программного обеспечения, позволяющего банкам самим обновлять информацию о себе и управлять контентом, используя свой логин и пароль (они перечисляют порталу абонентскую плату за эту услугу). Если банк не раскрывает какие-то параметры, менеджеры портала выясняют их самостоятельно. В разделе «Ипотека», например, предложения анализируются по сорока параметрам — можно сразу увидеть, какова комиссия банка за рассмотрение заявки, обслуживание, выдачу, предусмотрено ли досрочное погашение, каковы требования к заемщику и сколько дней заявка рассматривается. Мария говорит, что привыкла работать быстро и требует от других того же. С сотрудниками, которых это не устраивает, приходится расставаться — уже сменилось, например, два технических директора.
Бета-версия сайта появилась в июле 2008 года, в октябре собирались запускать для широкой публики сервис по сравнению ипотечных кредитов, потом страховые продукты. В середине сентября в России рухнул фондовый рынок и разразился финансовый кризис. Половина рекламодателей, с которыми команда «СравниСам.ру» уже успела договориться о сотрудничестве (специалиста по рекламе переманили с другого финансового портала), отказались от рекламы совсем. Остальные пообещали дать рекламу, но позже. «Это было испытание шоком», — вспоминает Мария.
Подумав, что может быть интересно людям в кризис, открыли сервис «Обменные пункты», где можно посмотреть курс валют и адреса обменных пунктов в девяти регионах, и «Конвертер валют». Шевцова быстро запустила в разработку продукты по другим отраслям, которые просели менее других. Сейчас на сайте можно сравнивать тарифы операторов сотовой связи (они, кстати, тратят на рекламу в интернете 10–15% рекламных бюджетов). Отдельная новая тема — внутренний туризм. Мария решила, что в кризис люди будут больше ездить по России. И вспомнила, как трудно было найти гостиницу в Рязани. «У многих гостиниц в регионах нет денег на свой сайт. Приходится обзванивать друзей, кто там был. Информации, тем более отранжированной по каким-то параметрам, нет. Хочу помочь и людям, и себе», — говорит Мария. Принцип управления контентом тот же, что и у банков: заплатив 3000 рублей в год за пользование системой, любая провинциальная гостиница, пансионат или санаторий могут обновлять информацию о себе и о ценах на портале. Продукт дорабатывается, пока доступна лишь бета-версия с данными по нескольким гостиницам в Москве и в Самарской области.
Рекламодатели заинтересованы в максимальной отдаче и хотят, чтобы реклама работала не на имидж, а на прямое привлечение клиентов? Сейчас «СравниСам.ру» тестирует с несколькими из них новый сервис — выбрав по итогам сравнения банковский продукт, посетитель может заполнить анкету на получение кредита на сайте и спокойно ждать звонка из банка. Банкам не надо тратить деньги на открытие дополнительных офисов и зарплаты сотрудников, перебивающих рукописные заявления в электронный вид. А портал Марии Шевцовой, в случае если клиент прошел процедуру скоринга и кредит одобрен, получает процент от суммы кредита. Никита Гущин, начальник Управления внешних коммуникаций и специальных проектов Русь-Банка, чья реклама есть на портале «СравниСам.ру», подтверждает, что при хорошо отстроенной IT-платформе банка интернет может являться хорошим и недорогим каналом предпродаж. «В Русь-Банке в последние два года сложился тренд перевода части офлайнового бюджета в мероприятия, связанные с продвижением в Сети», — говорит он.
По словам Шевцовой, через сайт в банки пришли уже 5000 анкет потенциальных клиентов. «Зарабатывать лишь на рекламе невозможно. Это бесконечный День сурка: каждый месяц менеджеры должны бегать, чтобы собрать деньги на следующий месяц, — объясняет преимущества Мария. — У нас значительная часть дохода уже формируется не за счет размещения баннеров и контекстной рекламы, а за счет абонентской платы за пользование системой, вознаграждения за анкеты, переданные банкам». Акционеры были готовы потратить на старт проекта $1 млн. Но портал начал приносить доход еще до того, как эта сумма была израсходована.
В январе, чтобы подбодрить персонал, Мария придумала выпустить майки с девизом: «Мы идем другим путем! У всех кризис, мы растем». По итогам полугодия оказалось, что это не пустые слова. Посещаемость с января выросла на 100%, выручка тоже удвоилась. Шевцова планирует, что число посетителей будет теперь ежемесячно расти на 20%, а выручка — на 10–15%. Предпосылки есть: количество организаций, использующих разработанную «СравниСам.ру» систему управления контентом, с января выросло втрое.
«Мы рассматриваем все наши старания как старт. Уже трижды меняли дизайн, модифицировали софт. Я все время хожу с блокнотом и записываю мысли. Потом анализирую — если какая-то идея записана в трех местах, значит, стоит ее обдумать серьезно. Идей много», — говорит Мария.