Худрук ансамбля и театра "Русская песня", народная артистка Надежда Бабкина победила на выборах в Мосгордуму в районах Головинский, Левобережный, Ховрино и Западное Дегунино, набрав 36,91% голосов. Активист "Единой России", в феврале 2012-го - доверенное лицо кандидата в президенты Владимира Путина. Март 2014-го - подписант обращения деятелей культуры в поддержку политики президента Путина на Украине и в Крыму.
Скажите, зачем вам политика? Очевидно, что и без этого дел хватает.
Надежда Бабкина: Ну а как? Вот когда разрушилась наша большая империя Советский Союз, народ ведь не подготовили. Если бы сказали: скоро вы будете жить в другой стране, у вас все будет совершенно по-другому, не было бы никакого бунтарства. Вы посмотрите: только сейчас, спустя 25 лет, стала уходить депрессия. И это явление произошло во время Крыма — как только Крым к России вернулся, у народа возникло чувство патриотизма, дух единения, как будто одержали победу в Великой Отечественной войне. Любовь и патриотизм. Раньше многие были сторонними наблюдателями, но теперь все партии — каждая со своим оригинальным направлением — объединились, у них нет сейчас распрей, они едины сейчас. Это потрясающий позитив.
Я много езжу по стране, я давно занимаюсь общественной работой. А вы спрашиваете, зачем я иду. Формирование национального самосознания — в чем-то ведь и политика. И моя деятельность волей-неволей соприкасается с теми направлениями, которые декларирует президент Российской Федерации. Национальная идея; обратить внимание на развитие национальных традиций разных культур; дать возможность объединяться. Я не планировала какого-то резкого рывка, моя деятельность сама в это перешла. Я езжу по стране, и чуваш мне говорит: я русский чуваш! И удмурт говорит: я русский удмурт! И чеченец говорит: я русский чеченец! Не надо этого бояться! Наоборот, чем крепче будет наша соборность, тем неуязвимее мы будем для всего мира. Вы сами посмотрите, какая ситуация сейчас неблагонадежная в мире?
Какая?
Н. Б. Олимпиада прошла блестяще! Ресурс был весь брошен, президент на строительной площадке находился практически каждый день. Почему весь мир стал критиковать, придумывать какие-то пакости? А мы-то знаем: это достойно, благородно. Искали хоть какую-нибудь зацепку, чтобы сказать, что все плохо. Потом — присоединение Крыма. Все произошло быстро, не было оскорбительных движений, никто никого не заставлял, никто не стрелял. Я весь Крым объездила, много раз была там за последние полгода, общалась с людьми, у них иногда до слез доходило от счастья. Вот и моя деятельность имеет некую политичность. Я однажды создала большой общегосударственный проект — фестиваль-марафон «Песня России». Меня поддержала «Единая Россия», меня поддержал президент Российской Федерации, Министерство культуры — и я поехала по стране. Мы выискивали по весям и деревням таланты, самодеятельность.
То есть петь недостаточно. Разве творчество не мощнее и круче политики?
Н. Б. Нет-нет, ну что вы, что вы. Сейчас меняется городская Дума, были новые технологии — мы ходили по дворам и общались с людьми. А двор в Москве — это не двор в деревне. Людей интересовала бытовая тема. Лето было жаркое, мало поливают водой дворы. Я говорю: А вы сами пробовали полить? Нет, зачем, не пробовали — все общество потребителей: дай! Дай! А в другом дворе сказали, что им ничего не надо, они сами высадили палисадник. Потом были встречи с активными гражданами и общественниками, ветеранами, людьми среднего возраста. И темы очень серьезные. Например, выстраивание общественных связей между людьми. Людям хочется куда-то прийти; нет занятости. Меня беспокоит социальное обслуживание малоимущих и престарелых; дискриминация против возраста — люди после 45 лет не могут иногда найти работу.
Я пришла с программой — открытие клуба «Серебряный возраст», где молодые и пожилые смогут общаться; открытие в каждой школе студии, массовых классов национальных традиций «Наследие». От таких уроков музыки у детей будет развиваться творческий потенциал и все комплексы будут уходить. Поэтому что значит «зачем»? Приобретя статус депутата, можно по-другому воздействовать, можно делать депутатские запросы и получать ответы. Я очень хочу, чтобы государство и власть обратили внимание на тот мощный духовный потенциал, который предлагает Надежда Бабкина. Не как певица, а как целый пласт — Надежда Бабкина. И я не собираюсь создавать законы, которые потом сразу же после подписания нигде не будут работать.
А у нас таких много сейчас?
Н. Б. Полно, во всех отраслях.
Так это же все ваши коллеги из «Единой России»
Н. Б. Ну а что теперь поделать? Ну вот моя потрясающая подруга Светлана Орлова, губернатор Владимирской области, не так давно на глобальном совещании общалась с президентом Российской Федерации. Она сказала: «Владимир Владимирович, представляете, законы не работают». А она раньше была в Совете Федерации, и он ей говорит: «Светлана Юрьевна! Вы эти законы сами принимаете, вот попринимали, а теперь по ним и работаете». И она говорит: «Это ужас! И мы такие законы выпускаем?» Это возымело хохот, но это ведь правда. Но мне кажется, что раз состав Московской думы меняется, может быть, не будет такой гонки, может быть, будет разум торжествовать.
Статус депутата мне не помешает — буду заниматься тем, чем я занимаюсь, но на другом уровне. Правильно Путин сказал: надо создавать идеологию государства. А все испугались, что сейчас начнутся запреты, проверки, гонения, без конца будут отслеживать. Не надо бояться слова «идеология»! Созидательная идея правит миром, мы же все это понимаем! И есть идея разрушительная. А народ у нас хороший, он готов созидать.
Как участие в политике влияет на вашу основную деятельность? Есть артисты, которые не поддерживают условную точку зрения государства, и у них отменяют концерты. А если ты поддерживаешь эту точку зрения, это как-то помогает?
Н. Б. Знаете, мой жанр дает мне возможность так рассуждать. Но если что-то будет происходить не как я мыслю, я буду противостоять, конечно. Понимаю, что у многих коллег это вызовет вопрос «Зачем тебе это надо?». Но ведь никто же не знает, чем я занимаюсь, — все же видят только, когда я выхожу на сцену. Никто не знает, что у меня есть детская студия с методиками Надежды Бабкиной, никто не знает, что у меня от семи до девяти профессиональных коллективов. А это надо создавать и защищать.
Ну вот смотрите, что с Макаревичем случилось.
Н. Б. Его ведь государство сильно поддерживало и материально, фестивали, давали возможность сплотить молодежь вокруг направления «рок-музыка», хотя я считаю, что это вообще не наша культура. И президент Российской Федерации им активно помогал. Скажите, что произошло, что ему вдруг не понравилась поддержка и не понравилось его присутствие в рок-системе в масштабах Российской Федерации? Я не знаю, что там произошло. Если бы меня в данной ситуации пригласили на Украину, я бы не поехала — потому что сейчас туда ездить бессмысленно. Там кругом бациллоносители фашистского толкования в воздухе. Там пропаганда, которая лилась много лет. Зарабатывать себе очки? У меня все хорошо. Перед какими людьми выступать? Которые уничтожают русских людей? Вы видели телевизионные съемки? Как он в хороводе прыгал и кричал: «Кто не скачет, тот москаль», а на костре жгли образ человека. Человек — кузнец своего счастья. Может быть, для него это правильный поступок, может быть, заплатили больше, чем в Российской Федерации, может быть, он поменял идеологию и пристрастие. Может быть, он считает, что нужно уничтожить всех русских людей. Может быть, надо освободить Украину от русского присутствия — может быть, он так считает, откуда я знаю. Он же наделал дел, а потом стал писать письма президенту и просить оградить его от нападок. Но прости пожалуйста, ты зачем провоцировал? Ты ж понимаешь, что ты провоцируешь? А чего тогда писать-жаловаться? Вот этого я не понимаю, если человек имеет свою жесткую позицию и абсолютно убежден в своей правоте, стой до конца. Ну что, они не знают, куда идут? Малые дети, что ли? Макаревич — ребенок? Нет. Арбенина? Нет. Может быть, не хватает остроты ощущений, хочется получить по мордам? Тогда не надо ныть, что мне больно. Где родился — вот и хвали свое место, и место тебе откликнется. Обязательно