История тяжелого развода российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева и его супруги Елены после 27 лет брака достигла апогея в мае 2014 года. Тогда швейцарский суд постановил, что экс-владелец «Уралкалия» должен выплатить бывшей жене $4,8 млрд: $4,5 млрд — наличными и $300 млн — в виде недвижимости, произведений искусства и алиментов. Адвокат Елены Марк Боннан, который в свое время представлял интересы миллиардеров Лили Сафра и Бени Штайнмеца, уже назвал процесс «самым дорогим разводом в истории».
Возможно, это и так, но лишь в том случае, если бывшей жене российского бизнесмена, ныне живущего в Монако, удастся взыскать названную сумму. Экс-супруги судятся в разных юрисдикциях вот уже шесть лет, и юристы Рыболовлева пока не собираются сдавать позиций. С тех пор как в 2010 году предприниматель продал долю в «Уралкалии» за $6,5 млрд, внушительную часть его состояния в $8,8 млрд составляла недвижимость класса люкс, которой владеют закрытые компании с ограниченной ответственностью и трасты.
«Целью покупки элитной недвижимости является сокрытие активов», — уверен Дэвид Ньюман из компании Day Pitney, представляющий интересы Рыболовлевой в США в нескольких судах. При этом юрист признает, что взыскать фантастическую сумму почти $5 млрд будет нелегко. «Госпожа Рыболовлева должна найти активы, которые принадлежат господину Рыболовлеву через акционерное владение или бенефициаром которых он является, — объясняет собеседник Forbes. — Проблема в том, что существует огромное число компаний с ограниченной ответственностью и трастов, в которых его имя не упоминается».
Взыскать деньги будет сложно, подтверждает эти слова адвокат Рыболовлева Тетяна Бершеда: «Преимущество этого решения в том, что оно подтверждает как юридическую силу трастов, созданных господином Рыболовлевым, так и юридическую силу передачи активов в эти трасты, которая произошла задолго до того, как его супруга начала бракоразводный процесс. Таким образом, передача собственности через трастовые структуры в пользу наследников, в частности, детей бывших супругов, защищена от юридического оспаривания и является гарантированной».
Вот краткое содержание юридических тяжб по поводу элитной недвижимости в США.
Maison de l'amitié, Палм-Бич
Рыболовлев приобрел дом Дональда Трампа в Палм-Бич за $95 млн в 2008 году через компанию с ограниченной ответственностью. После того как в том же году Елена подала на развод, она обратилась в суд Палм-Бич по поводу владения этим имением. Рыболовлев заявил, что дом ему не принадлежит.
Ньюман рассказывает, что при даче показаний в Лондоне Дмитрий Рыболовлев признался, что предоставил средства для покупки и содержания имения. Представитель бизнесмена заявляет, что это неправда.
15 Central Park West, Нью-Йорк
Компания, которая, по словам представителей бывшего владельца «Уралкалия», связана с его дочерью Екатериной, в феврале 2012 года заплатила $88 млн за квартиру на Манхэттене, принадлежавшую бывшему председателю совета директоров Citi Сэнди Вейлу. Елена тогда подала иск, утверждая, что экс-супруг заплатил за собственность, используя активы, приобретенные во время их брака, в нарушение решения швейцарского суда от 2010 года. Миллиардер подал ходатайство об отклонении иска, настаивая, что юрисдикция для разбирательства выбрана неверно. Решение пока не принято.
Kilauea, Гавайи
Еще одна компания с ограниченной ответственностью в августе 2013 года заплатила $20 млн за дом актера Уилла Смита с тремя спальнями на гавайском острове Кауай, а затем передала его в траст. Елена и в этом случае подала в суд, утверждая, что за сделкой Дмитрий прячет деньги. Суд отклонил иск и заявил, что не будет приводить в исполнение временное постановление. Рыболовлева подала апелляцию и просит суд пересмотреть решение, исходя из окончательного постановления швейцарского суда.