К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ложка меда


Бывший инвестбанкир, владелица компании HappyPack Мария Кичеева дает уроки кулинарии выпускникам детских домов и школ-интернатов.

Семь подростков, все как один в футболках и джинсах, склонились над столом, где громоздятся металлические плошки с мукой, маслом, медом и молоком. Девятиклассники, почти выпускники московской школы-интерната №4, сегодня учатся готовить — поверх футболок с рокерскими надписями они надели фартуки, вместо будто приклеенных к пальцам мобильных телефонов с играми взяли в руки ложки и скалки. И теперь неуверенными, как первые шаги младенца, движениями пытаются месить тесто.

— Мы будем делать имбирное печенье, — объявляет Мария Кичеева, хрупкая брюнетка, которая на две головы ниже всех этих парней.

— А я умею делать шарлотку, — объявляет Юра, самый активный.

 

— А я блины!

Потом выяснится, что Юра собирается стать поваром, как и остальные семь ребят. И теперь они активно взбивают масло, просеивают муку, сосредоточенно мнут тесто непривычными к этому пальцами, после чего раскатывают тонким слоем коричневый пласт с таким знакомым и рождественским запахом имбиря.

 

Когда видишь, с каким увлечением Мария Кичеева объясняет своим необычным гостям, как делать тесто для имбирных печений, сложно поверить, что Кичеева не волонтер детского фонда, а владелица и руководитель серьезного, хоть и сладкого бизнеса — компании Happypack и розничной сети Half-a-teaspoon.

Идея заниматься со старшеклассниками из детских домов и интернатов появилась у Марии еще весной, тогда ее компания запустила серию кондитерских мастер-классов в ресторане «Дымов №1». Туда приходили друзья и знакомые, узнав по сарафанному радио, более действенному, чем прямая реклама, — расписывать куличи, учиться делать ириски и козинаки. А теперь регулярно ходят и детдомовцы — учиться готовить.

Пол чайной ложки творчества в бизнесе

 

Карьера Кичеевой развивалась бурно — MBA, должность вице-президента банка ABN Amro. И вдруг через семь лет, в расцвете карьеры, ушла, чтобы заняться своим бизнесом.

Кичеевой прочили блестящее будущее, уверяли, что она должна вернуться в банк, потому что успешно занималась финансовым инжинирингом и умела структурировать сложные сделки. А ей не хватало творчества и эмоций. В 2004 году Кичеева занялась управлением сети упаковочных салонов «Хэппипак», превратив ее в агентство корпоративных сладких подарков. В 2008 году появился розничный бренд Half-a-teaspoon с девизом, что на каждой кухне есть «пол чайной ложки творчества».

Сейчас все банковские сделки, митигирование страховых рисков Кичеева вспоминает без ностальгии. В новом бизнесе эмоций и самореализации гораздо больше. Совладелец компании и партнер Марии Дидье Казимиро ее поддерживает. Он тоже уверен, что в каждый бизнес надо вкладывать душу.

Впрочем, дела у Happypack идут совсем не плохо. В компании всего шесть человек, но продажи растут. В 2007 году выручка компании достигала 12,4 млн рублей. В 2008-м рост приостановился и Happypack  заработала 11,8 млн рублей. В 2009-м тоже будет около 12 млн. Запустили в производство кондитерскую продукцию, теперь сладости от Happypack продают в кафе, кинотеатре «35 ММ», бизнес-центрах.

Но предпринимательница и не стремится к огромной выручке. С точки зрения бизнеса ее сфера деятельности не самая выгодная, признает Кичеева. Зато приносит не только доход, но и удовольствие и пользу. Свой бизнес Кичеева называет «творчеством на кухне».

 

— Я люблю что-то создавать и делиться — это мой главный принцип в жизни и в бизнесе, — несколько раз повторяет глава Happypack.

Почему же «пол чайной ложки»? По мнению Марии, только кажется, что пол чайной ложки — это мало. «На самом деле это очень много, — уверена Кичеева. — Пол чайной ложки специй или соли могут поменять все, весь вкус блюда. А значит, и целый мир».

Благотворительностью, по собственному признанию, она занимается из эгоистических соображений, потому что это приносит прежде всего ей самой огромное удовольствие.

Что, впрочем, заметно. Ученики уже делают заметные успехи — отлично раскатали тесто, и Кичеева с воодушевлением помогает каждому выбрать формочки для печенья.

 

«Мне хочется этим делиться»

Мимо проходят посетители ресторана «Дымов №1» в дорогих статусных костюмах, с внушительными охранниками и таким серьезным видом, словно идут на совещание в здание напротив — из окон ресторана видны красные стены Кремля. Но, похоже, их не смущает присутствие шумных ребят, которые уже вовсю вырывают друг у друга формочки — все хотят делать ангелов, украшают свои произведения декоративной крошкой и соревнуются в изобретательности.

— Ведь они, когда выходят из своих школ-казарм, ничего не умеют, — рассуждает Кичеева. — Ни самостоятельно жить, ни платить за квартиру, ни готовить. Вот мы и хотим научить их базовым вещам, как этому учатся семейные дети дома, — и тогда будем знать, что ребята не пропадут.

Курс из 10 занятий рассчитан, впрочем, не только на детей-сирот, Мария проводит их еще для детей-аутистов или с особенностями развития из коррекционных школ. Они тоже приходят на занятия каждые выходные.

 

В концепции «пол чайной ложки» заложено много возможностей, уверена создательница компании. И эти возможности Кичеева не упускает — устраивает блошиные рынки в московских ресторанах в поддержку своей инициативы.  Раньше еще участвовала в благотворительных акциях, помогая дружественным фондам, а сейчас берется только за долгосрочные проекты.

«Если я приду на праздник и буду делать печенье с детьми, это хорошо и весело, но большой пользы не будет, — уверена Кичеева. — А если  вложусь в постоянные курсы, это пригодится на всю жизнь».

Кичеева надеется создать целую сеть — ищет волонтеров, готовых проводить кулинарные занятия, договаривается с новыми ресторанами. Вадиму Дымову, владельцу ресторана, идея очень нравится, он отдает под мастер-классы еще и «Дымов №1» на улице 1905 года.

— Все идеи навеяны моим бизнесом. Мне хочется этим делиться, — говорит Кичеева и снова отвлекается. Противни с готовыми фигурками ждут, пора в духовку на семь минут.

 

Бизнес-ланч с имбирным десертом

И вот обжигающе горячие подносы, только что из печки, с аппетитным гулом ставятся на стол — на них подпрыгивают фигурные коричневые имбирные печенья.

— Ну что? Пробуем! — Кичеева и ее помощница волонтер Наталья уже принесли кувшины с молоком. — Кто с чаем, кто с кофе, а мы любим есть имбирные печенья с молоком.

Ребята вроде не против, они ищут на противнях свои произведения — со спартаковской символикой, своим именем или дырочкой — чтобы на шею повесить.

 

Кичеева им рассказывает, как пробовала имбирные печенья в Швеции и как впервые с дочкой состряпала имбирных человечков на елку к Новому году.

— Может, угостим кого-то?

И тут начинается самое странное, потому что детдомовцы, неуклюжие стеснительные подростки, начинают ходить по залам «Дымов №1» и угощать бизнесменов, пришедших на ланч, своими произведениями. И те берут печенья, улыбаясь. Даже Кремль, кажется, выглядит не так грозно через это до блеска начищенное стекло.

— А вы позовете нас еще? — спрашивают ребята.

 

— Ну конечно, мы будем еще суп учиться готовить, и мясо, и сладкое, — обещает на прощание Мария. — Пока вы не научитесь это готовить, я от вас не отстану.

И по тому, как неохотно парни снимают фартуки и забирают свои печенья в разноцветных коробках, ясно, что через неделю они с радостью снова сюда придут — ради очередного творческого дня на кухне.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+