Лекции, семинары и дискуссии стали актуальным досугом. Почему?
Из зала на пятом этаже ЦУМа открывается вид на реставрационные работы в Большом театре, в самом зале перед экраном сидят 25 человек, все старательно записывают — кто-то в блокнот, кто-то сразу на компьютер. Искусствовед Алла Аронова рассказывает про синий цвет в живописи Мурильо, Рафаэля и Эль Греко. Занятие как в институте, с той лишь разницей, что в креслах сидят не студенты, а уже успешные люди, юристы, владельцы бизнесов, сбежавшие от рабочих дел. Все женщины на каблуках, элегантно одетые, словно деловой костюм — новая учебная форма.
Это первая лекция, посвященная искусству живописи, она открывает курс искусствоведения в ЦУМе, организованный аукционным домом Phillips de Pury.
Марина Добровинская, директор образовательной программы Phillips de Pury Education в России, рассказывает, что еще в прошлом году шли лекции, но в небольшой галерее и только для своих. В этом году размах гораздо больше. Программа поделена на несколько частей — это введение в историю искусства, современное искусство, а также лекции по фотографии, архитектуре и истории моды.
На занятия приходят коллекционеры, большей частью женщины, но есть и мужчины, владельцы галерей, дизайнеры, банкиры.
Тенденция налицо — это отмечают все, и преподаватели, и ученики. Если раньше интерес к новым знаниям был прежде всего у профессионалов или студентов, то теперь это востребовано и в бизнес-среде.
Духовная пища
Конечно, лекции и раньше читали в проверенных временем Третьяковской галерее, ГМИИ, консерватории и Политехническом музее. Но только когда образовательные программы появились в «Гараже» и на «Винзаводе», когда набрали популярность сайты «Теории и практики», Lookatme — тогда потянулись к знаниям буквально все.
— Слово «лекция» сегодня действует на людей магически, — утверждает Михаил Ратгауз, заместитель главного редактора интернет-портала OpenSpace, арт-директор клуба «Цвет ночи».
Марина Добровинская связывает это с кризисом. Она считает, что самообразование — правильная таблетка во время кризиса. Хочется духовно обогащаться, раз материальное обогащение под вопросом. А по мнению Ратгауза, главная причина в том, что 2000-е годы были периодом конформизма и социальной адаптации и образовательные вещи ушли на второй план. А теперь возникла потребность восполнить пробелы в образовании.
— Я, как куратор клуба, должен это явление поддерживать, — говорит Михаил. Поэтому с мая в клубе «Цвет ночи» есть лекционные дни. По четвергам на небольшой сцене проходят творческие встречи, литературные чтения и разговоры «за жизнь». Гости клуба — артисты и писатели, модные художники и музыканты, политики и влиятельные журналисты. Александр Гордон прочитал лекцию «Неоклассика» о поиске новых гуманистических идеалов. Линор Горалик говорила про моду, в скором времени ждут Кирилла Серебренникова, Эдуарда Лимонова и историка Наталью Басовскую.
Вместе с новыми лекциями и лекторами появляются и новые «студенты» — это люди образованные, и не с одним высшим образованием. Как, например, Наталья Решетилова, зампредправления банка «Интеркредит», кандидат экономических наук. Наталья посещает курсы искусствоведения в ЦУМе с целью систематизировать свои знания об искусстве. И очень ценит приятную клубную атмосферу этих занятий.
Ольга, домохозяйка, искусствовед по образованию, ходит на эти курсы уже второй год: «У меня много друзей-галеристов, хочется заполнить существующие пробелы в этой области».
Культпросвет
Кино — важнейшее из искусств для тех, кто хочет учиться. Смотрят и говорят о кино в клубе «Цвет ночи» и в театре «Практика», где каждую субботу показывают необычные фильмы (программу составляют кураторы-кинокритики). Театр «Практика» — еще и активная площадка для дискуссий о современном искусстве, здесь же есть философский клуб. В центрах современного искусства «Винзавод» и «Гараж», в недавно открытом после реставрации кинотеатре «Пионер» тоже показывают кино «с обсуждениями».
Но еще заметнее интерес к антиквариату. Видимо, это связано с увеличением количества коллекционеров в стране. При издательстве «Артмедиа Групп» недавно открылась «Школа коллекционеров и экспертов». В Международной школе дизайна идут занятия по самым актуальным темам. Это и антиквариат, и «углубленный рисунок», и курсы практического декорирования, и семинары знаменитого Александра Васильева.
Разбираться в антиквариате учат в институте «Гелос» при одноименном аукционном доме. Курс «Искусствоведение, экспертиза антиквариата» — как раз для тех, кто увлекается старинным искусством. Также в «Гелосе» преподают, например, всемирную историю кукол, историю костюма, бонистику (науку о бумажных денежных знаках), изучают антикварные книги и книжную графику.
Учиться на ходу
Если формат лекций кажется скучным, то можно снять каблуки, убрать подальше блокнот и ручки и отправиться на пешеходную прогулку. Международная школа дизайна устраивает экскурсии по городу с искусствоведом, в них входит и посещение домов-музеев, магазинов и шоу-румов известных дизайнеров.
За современную архитектуру отвечает агентство P-Arch, которое в рамках программы «Свобода доступа» организует походы по Москве XIX, XX веков, а также тематические туры «21 здание 21 века», «Архитектура русского авангарда» и «Советская архитектура».
Арт-поездки в мировые столицы искусства и антиквариата устраивают и клуб путешествий «Улисс», и Phillips de Pury Education, и Школа коллекционеров и экспертов. Это уже не учеба на примерах из книг и слайдов, а возможность увидеть своими глазами музеи, галереи, архитектурные шедевры Нью-Йорка, Лондона, Парижа с профессиональными искусствоведами и попасть в закрытые галереи, на предаукционные торги и т. п.
Спрос рождает предложение, так что наверняка школы, где будут читать лекции по истории мебели, музыки или литературы Средневековья, начнут появляться быстрее, чем новые клубы и рестораны.