К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правда о прибылях: женщина-руководитель как залог успешного бизнеса

Фото Thomas Barwick / Getty Images
Фото Thomas Barwick / Getty Images
Эксперты Credit Suisse подтвердили, что финансовые показатели компании выигрывают от гендерного разнообразия топ-менеджмента

Специалисты исследовательского института Credit Suisse представили доклад «The CS Gender 3000: вознаграждение за перемены». В работе, которая проводится уже во второй раз, утверждается: у компаний с более высокой долей вовлечения женщин в процесс принятия решений финансовые показатели лучше, и они приносят своим акционерам более высокую прибыль.

В Credit Suisse проанализировали 3400 компаний по всему миру с общей численностью менеджеров около 27 000 человек. Предметом исследования стала взаимосвязь между гендерным разнообразием и производительностью компаний. Эксперты  выяснили, что в  17% компаний женщины занимают должность финансового директора, в 10% - возглавляют бизнес-подразделения и только в 4% добились места генерального директора (СЕО).  Но главным открытием стало то, что  инвесторы готовы платить премиальную цену (на 19% выше) за компании, которые возглавляют женщины. У таких компаний также выше рентабельность собственного капитала (ROE, на 19% выше средних показателей). К тому же, они приносят  своим владельцам на 9% больше в виде дивидендных выплат.

 

Что касается индустриального разнообразия, то больше всего женщин в топ-менеджменте в медиа (22% от общего числа сотрудников), в индустрии путешествий и отдыха (19,5%), бытовых услуг (18,9%), ритейла (18,4%). Наибольшего прогресса в расширении карьерных возможностей женщин за последний добились компании в страховой и нефтегазовой отрасли, а также в ИТ-бизнесе. Рывок сделал и банковский сегмент, где  женщины теперь занимают почти 18% высших должностей.

 

В целом признание женщин в качестве равных представителей в топ-менеджменте стало следствием кризиса 2008 года: именно тогда многим стало ясно, что компетенции женщин в риск-менеджменте учитывались слишком мало.

Тем не менее сегодня решение проблем гендерного неравенства все еще идет не столь быстрыми темпами.  “Мы видим мало свидетельств тому, что практика трудовых взаимоотношений принципиально меняется, - отмечают аналитики Credit Suisse Research Institute. - Вызовы и трудности для женщин в преодолении пути к вершинам огромных корпораций остаются незыблемыми”.

По количеству женщин в топ-менеджменте в 2016 году так же, как и в 2014 году, лидируют Таиланд (рост с 25,1%  до 27,8%), Филиппины (рост с 24,6%   до  25,0%) и  Норвегия (рост с 23,8% до 25,0%). Россия занимает лишь 22-ю строчку: представленность женщин на высших руководящих постах в нашей стране упала за два года с 11,7% до 9,9%.  По этому показателю Россию уступаем большинству стран Европы, Канаде, США, Китаю, странам Юго-Восточной Азии и даже ЮАР.

В целом эксперты Credit Suisse Research Institute констатируют, что в решении проблем гендерного неравенства в бизнесе компаниям не хватает последовательности. Доля представительниц прекрасного пола среди  менеджмента  в среднем за два года не увеличилась, а даже незначительно сократилась -  с 13,9% до 13,8%.  Составители отчета объясняют падение тем, что хотя на топовых позициях количество женщин выросло на 16%, в отдельных отраслях (например, в телекоммуникациях) число женщин-директоров росло, а на позициях в топ-менеджменте в целом  уменьшалось.  Возможно, прогресс в равноправии полов в бизнесе нужно изучать на протяжении более долгого времени, приходят к выводу авторы исследования. Так, исследование 1500 компаний из списка S&P с 1997 года по 2009 год показало, что с увеличением на 10% женщин в совете директоров растет и представленность женщин в топ-менеджменте (на 1,4%) - но только с задержкой около года.

 

Исследователи из Credit Suisse Research Institute также подчеркивают, что чем  выше доля женщин в высшем руководстве компании, тем выше прибыль ее акционеров. В целом активное участие женщин в высшем руководстве фирм  улучшают их  финансовые показатели.  Так,  за время исследования опережающая динамика компаний с 25% женщин на руководящих постах составила 2,8% ежегодного прироста (CAGR),  а с более чем половиной женщин -  – 10,3%. У фирм, где у руля стоят в основном женщины, и сверхдоходность по акциям – 12% ежегодно (с 2008 года), против 9% скорректированного ежегодного прироста по компаниям, входящим в индекс MSCI. Рынок готов платить за них премиальную цену в 19% по мультипликатору P/B (капитализация компании в ее отношении к балансовой стоимости).

Аналитики Credit Suisse Research Institute также разрушают несколько мифов о женщинах в бизнесе.  Например, вымыслом оказалось предположение, что женщины, получившие руководящие должности,  препятствуют карьерному продвижению других сотрудниц. Исследователи доказали это статистически:  женщины на постах топ-менеджмента, наоборот,  расширяют число женщин в своем окружении. Они в полтора раза чаще, чем руководители- мужчины, готовы поставить на должность финансового директора женщину и в 55% случаев  возьмут ее в компанию в качестве главы подразделения или департамента.

Другое распространенное заблуждение, которое оказалось ошибочным, - то, что женщин ставят на руководящую должность только из-за феномена “стеклянного утеса”. Этот термин впервые ввели социологи Мишель Райан и Алекс Хаслам. Он означает, что назначения женщин часто происходят от безысходности, когда в сложное время для организации требуется нестандартный ход. Действительно ли женщины  приходят на топовые места только тогда, когда у компании нет иного выхода и  когда компания вошла в стадию кризиса?

Авторы отчета подсчитали, что за восемь месяцев до назначения руководителя-женщины цены акций компании в среднем  были на 10% ниже средних по рынку, а спустя 8-12 месяцев после назначения исполнительного директора-женщины акции компаний они уже стоили дороже (в среднем на 14,4% в годовом исчислении). С другой стороны, другая приведенная  Credit Suisse Research Institute статистика не подтверждает, что женщины более успешны, чем мужчины, в “спасении” компаний. Так, если сравнить показатели рентабельности собственного капитала (ROE)  в течение трех лет, предшествующих назначению нового CEO, и трех последующих лет, окажется, что различий между  достижениями директоров-мужчин и женщин, возглавляющих компании, нет.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+