Политтехнолог Анастасия Карпова в 30 лет стала главой аптечной сети. Что помогает ей строить карьеру?
В январе 2016 года в Школу бизнеса Оксфордского университета начали съезжаться студенты новой программы МВА. Раньше других комнату в кампусе заняла студентка из России. От родных и коллег, оставшихся в Москве, Анастасия Карпова, генеральный директор компании «Эркафарм», не скрывала — лишний день ей необходим для шопинга. Одно из правил карьеристки Карповой — не реже чем раз в месяц гардероб должен пополняться новым платьем.
Группу компаний «Эркафарм» (сейчас в нее входят 314 аптек в 12 регионах России) Анастасия Карпова возглавила в 2012 году. В 30 лет, не имея профильного образования, она получила в управление компанию, пять лет подряд приносившую акционерам миллионные убытки. По итогам 2015 года «Эркафарм» показала выручку 21 млрд рублей, чистая прибыль — 702,5 млн рублей. Как ей это удалось?
«Я всегда знала, что стану карьеристкой в лучшем смысле этого слова, — рассказывает Карпова в интервью Forbes Woman. — Папа мотивировал меня на учебу и работу и частенько защищал перед мамой, сетовавшей, что я опять не убрала свою комнату». Победительница школьных олимпиад по английскому с детства была амбициозна и будущую профессию выбирала по принципу актуальности и престижности вуза. «У нас была очень сильная школа, силен соревновательный дух, у нас престижно было побеждать, — рассказывает она. — Я гуманитарий, отмела все технические специальности и выбрала факультет прикладной политологии в ВШЭ. Только что прошла избирательная кампания Бориса Ельцина 1996 года, это было время ярких политических кампаний «Купи еды в последний раз», «Голосуй или проиграешь!», телепрограммы Сергея Доренко и Евгения Киселева. Для меня это было ужасно увлекательно, и казалось, что именно такие люди управляют страной».
На четвертом курсе института Карпова на полгода уехала участвовать в избирательной кампании губернатора одного из регионов. На экзамены и защиту диплома приезжала в Москву на пару дней. «Участвовать в политической гонке и тем более побеждать было очень интересно, но специализироваться на политконсалтинге я передумала, — говорит Карпова. — Это был 2002 год, всем уже стало понятно, что никакой политической активности в ближайшие десятилетия не стоит ожидать. Да и кочевая жизнь по регионам не способствует построению карьеры».
Проработав несколько лет в издательском бизнесе, Карпова вместе со старшим партнером стала выпускать журнал про медицину: «Мы задумали журнал, где можно было найти не только новости, но и контакты хорошего врача, в поисках которого люди обычно обзванивают знакомых». Когда деньги закончились, партнеры-издатели обратились с предложением о продаже проекта в крупнейший фармацевтический холдинг «Протек», но вместо журнала продали себя. Карповой предложили стать пиар-менеджером компании. Так 10 лет назад она оказалась в фармацевтике. «Я не ожидала, что буду строить свою карьеру в фарме, но в тот момент точно знала, что не хочу ее строить в политологии или журналистике», — говорит она.
Через год Карпова отвечала уже за всю рекламу, а позже ее назначили директором по маркетингу сети аптек «Ригла» (входит в ГК «Протек»). «Реклама и пиар — это, конечно, увлекательно, но это все про красоту. А вот в маркетинге я уже могла влиять не только на предпочтения покупателей, но и на выручку компании и, соответственно, прибыль, — говорит она. — В 25-летнем возрасте это очень страшно. С другой стороны, я всегда была смелой и амбициозной». В то время она буквально дневала и ночевала в офисе. Вскоре потенциал амбициозного менеджера оценили и конкуренты. В 2009 году в возрасте 27 лет Карпова стала заместителем гендиректора группы компаний «Эркафарм» по коммерческой деятельности.
«Эркафарм», управлявшая аптечной сетью «Доктор Столетов», переживала тогда не лучшие времена (ее владелец Бидзина Иванишвили увлекся грузинской политикой). По итогам 2010 года при выручке 5 млрд рублей убыток составил более 200 млн рублей. Вскоре у компании сменились акционеры.
Сейчас, по данным журнала Vademecum, «Эркафарм» входит в тройку лидеров фармацевтического рынка страны с выручкой 21 млрд рублей. Правда, в сравнении с конкурентами у нее минимальный прирост выручки к предыдущему году. Карпова объясняет это тем, что для ее компании рост выручки — не ключевой показатель, в приоритете прибыльность. Кроме того, у «Эркафарм» самый высокий показатель выручки на точку — одна аптека-дискаунтер «Озерки» приносит в среднем 30 млн рублей в месяц (для сравнения: месячная выручка средней московской аптеки — 3 млн рублей) и высокий показатель рентабельности по EBITDA — 5,5%.
Как Карпова этого добилась? В 2012 году пришлось значительно сократить персонал за счет офисных сотрудников (непосредственно в аптеках сокращали только охранников), закрыть убыточные аптеки и изменить систему мотивации персонала.
Получив в управление два года назад петербургскую сеть аптек-дискаунтеров «Озерки», Карпова интегрирует их в стандарты «Эркафарм» и выводит на новые рынки — в конце 2015 года открыли точку в Москве. Всего за четыре месяца «Озерки» на Кузнецком Мосту побили рекорд московских аптек, выручив за месяц 15 млн рублей.
Прорыв произошел не только в карьере. Карпова вышла замуж, родила сына. Она, по ее собственным словам, опасалась, что рождение ребенка скажется на карьере: «Но так не случилось. Я стала более собранной, научилась более жестко планировать время. Материнство только подстегнуло меня на развитие лучших деловых качеств».
Она наконец-то научилась уходить с работы пораньше, около восьми часов — ведь надо успеть почитать ребенку на ночь.