На XXVII парижской Биеннале антикваров блеснули ювелирные дома.
Парижская Биеннале антикваров — явление арт-рынка. Каждые два года под куполом Гран-Пале выставляют вещи музейного уровня — мебель, книги, скульптуры, картины и, конечно, ювелирные украшения.
Ювелирные марки — традиционные спутники антикваров. Это не только биеннале, но и, например, крупнейший в Европе антикварный салон в Маастрихте или выставка Masterpiece в Лондоне. В Париже ювелирные украшения уже чувствуют себя как дома: в этом году ювелирные дома — почти треть всех участников. Cartier, Piaget, Van Cleef & Arpels, Dior, Chanel, Bvlgari, Chaumet, Graff, Harry Winston, Walles Chan — все для тех, кто коллекционирует ювелирные раритеты.
Здесь показали украшения с историей, вроде изумрудного колье Bvlgari, подаренного Ричардом Бартоном Элизабет Тейлор к свадьбе. Но новых покупателей на такие редкие и дорогие вещи, в общем, нет, так что их демонстрируют как музейные экземпляры.
Для продажи на биеннале крупные ювелирные дома создают особые коллекции, чтобы подчеркнуть: это искусство со временем не подешевеет. Это haute joaillerie — вещи, сделанные в единственном экземпляре, с уникальными камнями и с применением ручного труда. В магазине такое не купишь. Только на выставках. Коллекции путешествуют: с Дальнего Востока через Ближний в Америку и уж только после этого в Европу — именно такова сегодня иерархия рынков. Частные просмотры проходят заранее, так что, например, коллекция Van Cleef & Arpels почти вся была продана еще до начала биеннале. Раньше проданные, но выставленные вещи отмечали золотыми кружочками, но потом перестали, решив, что это огорчает посетителей. Вообще, как и на серьезных аукционах, основные сделки заключаются до начала мероприятия и крупные вещи в открытую продажу даже не выходят. Но есть современные ювелиры вроде Уоллеса Чана, для которого главное — не столько продать, сколько показать свое искусство. В Гонконге, где живет Чан, публика не слишком восприимчива к его вещам, а в Париже им восхищаются. Некоторые серьезные ювелирные художники вообще не выставляются, полагаясь исключительно на частных клиентов, которые о них знают и так. К тому же даже для ювелиров биеннале — удовольствие не из дешевых: стоимость стенда — около €1 млн.