Арт-собрание
Коллекционерский бум в России начался в 1990-х. Кто-то воспользовался случаем и собрал коллекцию классики по бросовым ценам, кто-то открыл личное окно в Европу. Так или иначе, предметы искусства — на работе и дома — давно стали must have российской буржуазии. Перед вами семь женщин, для которых арт уже больше чем увлечение.
Наталия Курникова
Галерея «Наши художники»
Выпускница факультета международной экономики МГИМО известна одной из лучших коллекций искусства русской эмиграции ХХ века, деятельностью своей галереи «Наши художники» и покупкой единственной картины президента России Владимира Путина «Узор на морозном окне». Курникова приобрела ее на благотворительном аукционе в 2009 году за 37 млн рублей.
Собирает искусство с середины 90-х, работы из собрания охотно приглашают к участию в выставках Третьяковка и Русский музей. Благодаря этим экспозициям, а также ее галерее на арт-сцену и рынок вернулись забытые имена — Павел Челищев, Николай Фешин, Аристарх Лентулов и многие другие. О своей коллекции говорит так: предпочитаю собирать любимых художников, а не направления в живописи, чту системный подход, но сама люблю свободу и не отказываю себе, если в руки попадает шедевр из другой оперы. «Глаз человека всегда требует нового, глаз коллекционера еще более взыскательный и жадный». Ее коллекция эмигрантов разбавлена живописью шестидесятников, среди которых Зверев, Вейсберг, Краснопевцев, Свешников и Ситников.
Елена Зенина
Галерея искусств Елены Зениной
Хозяйка Галереи искусств Елены Зениной открыла выставочное пространство в Центральном доме художника в 1995 году и посвятила его своему главному увлечению — советскому фарфору. Личную коллекцию формировала с конца 1980-х и характеризует ее как «собрание игрового фарфора». Не просто фигурок, а «гротескных скульптур, в которых есть жизнь». Обладает, пожалуй, лучшим в России собранием агитационного авторского фарфора 1920-х годов и послевоенного периода. Гордость коллекции — уникальные фарфоровые шахматы скульптора-керамиста Натальи Данько, расписанные ее сестрой Еленой. Параллельно развивала и другое собрание — бронзы аналогичного периода, куда входят работы выдающихся скульпторов Матвея Манизера, Вучетича, Ланге и других. «В перестроечное время было отторжение всего советского, и та знаменитая кабинетная бронза, которая изготавливалась для подарков в единственных экземплярах, практически выбрасывалась на свалки или переплавлялась. Многое тогда мне удалось спасти», — вспоминает Елена Зенина.
Наталия Опалева
Музей «АЗ»
Зампредправления Ланта-банка и один из крупнейших акционеров золотодобывающего ОАО «Высочайший» теперь занимает еще один пост — директора основанного ею музея художника Анатолия Зверева «АЗ», который откроется для посетителей в конце этого года в центре Москвы на 2-й Тверской-Ямской улице. Свое собрание шестидесятников, куда входят первые имена направления — от Дмитрия Краснопевцева и Дмитрия Плавинского до Франциско Инфанте, — Опалева, как правило, не афиширует. Исключение — авангардист второй волны Зверев. Его выставки в последние годы неоднократно проходили в столице. В создании коллекции очевидно активную роль играет галерист Полина Лобачевская — ей и принадлежит идея создания музея «АЗ». В экспозицию войдет и внушительный дар музею Алики Костаки, дочери знаменитого коллекционера Георгия Костаки: в начале этого года около 200 подаренных рисунков художника демонстрировались на выставке «На пороге нового музея» в столичном «Новом Манеже».
Маргарита Пушкина
Cosmoscow
Одна из бывших управляющих директоров «Кит Финанс». Занималась в том числе составлением корпоративной коллекции банка — с акцентом на современное западное и российское искусство. Эти два направления представлены и в личном собрании Пушкиной, составлением которого она занялась в конце 1990-х. Возможность познакомиться и лично задать вопросы художнику, чья работа тебя заинтересовала, Пушкина считает главным преимуществом коллекционирования contemporary art. Судя по именам художников и появлению владелицы в хрониках музеев, биеннале и ярмарок всего мира, ей уже удалось познакомиться практически со всеми, кто ее интересовал, — от Пивоварова, Пепперштейна и Мамышева-Монро до Трейси Эмин, Вика Мюниса и Стефана Балкенхола.
В отличие от банковской коллекции работы из личного собрания Пушкиной то и дело появляются на выставках — от московского музея «Гараж» до нью-йоркского New Museum. А сама Пушкина последние три года занимается организацией московской ярмарки искусства Cosmoscow.
Светлана Антонова
Антикварный салон «На Патриарших»
«На Патриарших», один из старейших антикварных салонов Москвы, работает около тридцати лет. Его хозяйка — член правления Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров СНГ и России и коллекционер часов эпохи ампир, созданных мастерами конца XVIII — первой трети XIX веков. «Это было время расцвета часового искусства во Франции, и именно в часах отображались все направления в искусстве, литературе, архитектуре и, конечно, передовые достижения промышленности», — объясняет Антонова.
Собрание на 90% состоит из работ французских мастеров, а начиналось с приобретения в середине 1990-х каминных часов «День и ночь» с бронзовыми скульптурами, выполненными по мотивам произведений Микеланджело. Сегодня коллекция включает более 220 раритетных каминных, напольных и настенных экземпляров, многие из них участвовали в крупной выставке «В лабиринтах времени» в Государственном историческом музее зимой прошлого года.
В планах — открытие в Москве Музея часов в следующем году, где кроме экспозиции будет работать и часовая мастерская по реставрации антикварных шедевров.
Инна Баженова
Фонд In Artibus
Профессиональный математик, ей хватает времени на многое. Руководство группой нефтесервисных компаний «СБМ», издание русской версии знаменитого британского ежемесячника The Art Newpaper, культурные проекты в разных странах, большая семья. И, конечно, коллекция живописи и графики — она растет стремительно и определяется разнообразными вкусами хозяйки.
Стороннему наблюдателю собрание может показаться весьма эклектичным. В нем есть русское искусство от Репина и Кончаловского до Владимира Вейсберга и Виктора Разгулина; импрессионисты и постимпрессионисты, среди которых Коро и Писсарро, Сезанн и Утрилло; старые мастера XVII–XVIII веков — Сурбаран, Фрагонар, Гварди и многое другое. Сама Баженова называет принадлежащие ей работы «сложной живописью»: «Это работы художников, которые во главу угла ставили цвет, свет, пространство как таковые». Картины из собрания путешествуют по выставкам по всему миру, два года назад несколько работ были включены в экспозицию «Портреты коллекционеров» в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Есть надежда, что и другие шедевры доберутся до зрителя: в ближайших планах — открытие выставочного пространства учрежденного Баженовой Фонда In Artibus.
Стелла Кесаева
Stella Art Foundation
Жена миллиардера, владельца группы компаний «Меркурий» Игоря Кесаева. Коллекционер, меценат, издатель. Основатель фонда Stella Art Foundation и нынешний комиссар павильона России на арт-биеннале в Венеции. Объект собирательства — современное искусство. Владеет крупнейшей в России коллекцией западных и русских художников, которая включает 1500 работ. По списку имен собрание вполне можно назвать мини-историей мирового послевоенного искусства: Уорхол, Рихтер, Кабаков, Мэпплторп, Кац, Принс, Вурм, Херст и Куинн, Билл Виола и десятки других авторов. Последние десять лет Кесаева сосредоточилась на представителях московского концептуализма. В 2004 году ее фонд организовал эпические выставки Ильи Кабакова в Эрмитаже и Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке. За ними последовали многочисленные экспозиции в Москве, в музеях и залах Салоников, Вены, Венеции и Шанхая. На очереди Венецианская биеннале, в мае 2015 года в качестве комиссара Кесаева организует выставку Ирины Наховой в Русском павильоне.
Автор: Олег Краснов