Участие в ралли-рейдах — автогонках по пересеченной местности, длящихся по нескольку дней и даже недель, — развлечение, которое не каждый может себе позволить. Forbes попросил двух гонщиков-любителей поделиться своим опытом.
Антон Григоров, 40 лет, замдиректора департамента экономики и финансов Правительства РФ. C 2011 года принимает участие в ралли-рейдах на спортивных авто в качестве пилота.
Я, конечно, с детства бредил машинами, но даже и представить не мог, что когда-нибудь окажусь на старте профессиональной автогонки. И не просто на старте, а на подиуме, расположенном на Красной площади в Москве. Это был старт ралли «Шелковый путь 2011» (Silk Way Rally). Я выступал пилотом Mitsubishi Pajero Evolution2 в составе команды «Внешэкономбанк PPT».
Автоспорт в моей жизни случился в 2002 году. Будучи тогда сотрудником банка ВТБ, я общался с представителями КАМАЗа. Компания имеет собственную автогоночную команду «КАМАЗ-Мастер». Ребята однажды прокатили меня на своей «боевой» машине, и я «заболел». Тогда я убедился, что для участия в ралли-рейдах требуется сумасшедшая физическая подготовка. В кабине трясло так сильно, что приходилось руками прижимать нижнюю челюсть к верхней, потом болели и руки, и ноги, и скулы.
Следующие годы я ездил на ралли-рейды в качестве зрителя и болельщика. Три раза был на финише «Дакара» в Сенегале (крупнейший международный ралли-марафон, ранее известный как «Ралли Париж — Дакар», проходящий ежегодно с 1979 года; с 2009 года — в Южной Америке. — Forbes), аплодировал его победителям, но внутри ничего не екало. Я всегда смотрел на подиум, а не с него. Участвовать в гонке по пустыне две-три недели? Ежедневно проезжать неимоверное количество километров? Испытывать физические перегрузки, много часов тряски и знать, что в каждой гонке обязательно случается хотя бы одна остановка сердца? Нет уж, увольте. Я же банкир. Какие гонки?
Первая гонка
В 2009 году я поехал на гонку «Шелковый путь» как приглашенный «чайник». «Чайники» не соревнуются по времени, но могут пройти весь маршрут рядом с гонкой. Мне понравилось. Было весело, появилось много друзей, в том числе и профессиональных спортсменов. А весной 2011 года мне позвонил пилот Александр Олейников, сообщил, что у него есть вторая спортивная машина, и пообещал помочь найти штурмана. В общем, без меня меня женили.
Знающие друзья сразу сказали, что если я дойду хотя бы до второго или третьего этапа — это будет суперрезультат. Они знали, что по обычным дорогам я езжу быстро и не слишком аккуратно. К тому же «Шелковый путь» — это половина «Дакара», с первого раза без спецподготовки такие гонки проходят редко. Но со мной согласился ехать четырехкратный чемпион России штурман Сергей Мишин, я пообещал его домашним, что верну папу и мужа домой целым и невредимым, и начал готовиться.
Волнение было колоссальное, но оно исчезло, когда наконец выехали на трассу. Трасса была очень сложная, особенно участки, накануне размытые дождем. После первого дня гонки (310 км до первого спецучастка и еще 260 км по пересеченной местности) машина мылась от грязи около трех часов!
Организаторы гонки расставляют точки GPS, которые необходимо собрать, в самых непролазных местах. Чтобы «взять» точку, нужно к ней приблизиться на расстояние не менее 90 м, тогда прибор GPS издает продолжительный писк. Этот звук стал для меня музыкой гонки. Она длилась неделю. Я покорил свой первый песок, два раза пробил колесо, несколько раз чуть не перевернулся, на тросе тащил несколько километров трехтонный Nissan второго экипажа нашей команды, хотя оказывать внешнюю помощь на трассе запрещено. А еще была первая бутылка шампанского, вылитая мне на голову на финише. Финишировали мы в Сочи, в Красной Поляне, и заняли 21-е место, что совсем неплохо для новичка.
И тогда мой хороший знакомый, пилот Team Latvia, предложил подумать об участии в «Дакаре-2012» на их новой машине — электрокаре OSCar eO. Почти 9000 км сложнейшей пересеченной местности по Аргентине, Чили и Перу за 15 дней! О таком повороте я не мог и мечтать, впрочем, как и о «Шелковом пути» еще три месяца назад. Неделя на раздумья, и я дал свое согласие на «Дакар». Это было безумие!
«Дакар» и «электричка»
Четырнадцать этапов, 8370 км, 443 экипажа, 742 спортсмена 50 национальностей (младшему 20 лет, старшему — 71 год), 980 ассистентов, 285 журналистов, 1800 аккредитованных СМИ и 210 машин организаторов, из которых 11 вертолетов, 12 самолетов, 55 грузовиков, мотоциклы, автобусы и машины. Это три «Шелковых пути» по количеству участников, два по протяженности и пять по сложности. Team Latvia выставила на том «Дакаре» два экипажа внедорожников — на OSCar eO ехали капитан команды Марис Сауканс и создатель электромашины Андрис Дамбис, а на OSCar O3 — я со штурманом Айнарсом Принцисом. Забегая вперед, сразу скажу, что Team Latvia цели достигла — электрокар появился на финишном подиуме. Я — нет.
Вся гонка стала для меня испытанием на прочность, на выносливость, особенно ее вторая часть. В одну из песочных ночей на электрокаре перестал работать генератор, заряжающий обычный аккумулятор, который в свою очередь управляет всей электроникой машины. Странно было: мощнейшая энергетическая установка с большими батареями становится бесполезной без маленького аккумулятора! Смотришь на этот космолет и понимаешь, что он умирает. Молодой, здоровый, лежит как в коме — тело работает, а сам без движения.
Заключительный этап 29 км я наблюдал уже как зритель с фотоаппаратом в руках. Единственное желание в тот момент — поднять на ладонях электрическую машину и, как игрушечную, переставить к финишу. После «Дакара» я полтора месяца восстанавливался. Похудел на 10 кг, пришлось менять весь гардероб. Ночью плохо спал, продолжал все время куда-то ехать во сне. Но я знал, на что шел. «Дакар» — это гонка, которая не гладит по голове, а бьет в челюсть серией ударов. Эмоциональная и физическая встряска была сильнейшая. После нее я стал аккуратнее ездить по улицам города, начал ценить в жизни моменты, которые раньше казались обыденными.
Евгений Фирсов, 40 лет, основатель и гендиректор компании «ПЭК», занимающейся грузоперевозками. Пилот гоночной команды «ПЭК», вице-чемпион по ралли-рейдам 2013 года, мастер спорта
Гонки, как и все серьезные дела, начинаются несерьезно и случайно. В 2009 году в гости заехал приятель из Ивановской области, с которым мы в детстве занимались велоспортом. Приехал он на специально подготовленном внедорожнике с каркасом безопасности, усиленной подвеской и различными доработками, сделанными специально для участия в ралли-рейдах. На мой вопрос, что это такое, ответил: «Езда на такой машине по бездорожью целый день и быстро» — и сразу пригласил на джип-триал в Ивановскую область. Там я прилично намучился — огромная машина, трасса, обозначенная только палками и натянутыми между ними веревками, руль плохо проворачивается. Но до финиша доехал. Там я вспомнил свое спортивное детство — судьи, протоколы, время, первый результат… И меня накрыло.
Первая машина — необязательно самая крутая и дорогая. Как правило, новичок, у которого есть деньги на дорогое хобби и появился азарт, покупает машину у профессионала или давнего любителя и затем нанимает штурмана-профессионала. Свою первую машину я купил ночью накануне первых соревнований за 170 000 рублей. На первой гонке в Тверской области мы со штурманом так нервничали, что забыли снять ручник. Так проехали первые 20 км, а через 30 км у нас закипела машина и оторвался руль. Следующая машина была уже класса «суперпродакшн», сделанная под наш заказ. Но это уже совсем другие расходы.
Системный подход
Входной билет на гонку — не машина, а спортивная форма. Я таким образом заманил в автоспорт своего заместителя в «ПЭК» Вадима Филатова. Для участия в соревнованиях надо получить медицинскую лицензию и иметь обмундирование (вплоть до нижнего белья, носков и даже нашивок), соответствующее требованиям FIA. Если можно было бы ехать без формы, мы, наверное, так и не собрались бы на первые соревнования. А тут форму купили, вложились, деваться уже некуда.
Ралли-рейды — дорогое удовольствие. Раньше в автоспорт вкладывались ДОСААФ и государство, сейчас, каким бы великим гонщиком ты ни был, без спонсора ты никому не нужен. «ПЭК» — частная компания, мы сами зарабатываем и сами обеспечиваем себе участие в гонках.
Хочешь побеждать — используй системный подход. Если процесс поставлен системно, он не может не дать результат. Это правило я применяю в спорте, в бизнесе и даже в воспитании детей. Ралли-рейды — это не «покатушки». Несколько первых выездов были более расслабленными, но потом я поставил условие команде «ПЭК»: или начинаем заниматься всерьез, или завязываем. Выбор был сделан в пользу «всерьез».
Выстраиваем систему, нанимаем профессионалов, составляем расписание тренировок — и вперед. Тренером мы пригласили восьмикратного чемпиона России по ралли Андрея Жигунова. Интересно ли ему заниматься с «чайниками»? Жигунов честно отвечает: «Нет, даже за деньги». Но ему интересно работать с человеком, в которого он вложится и получит результат. Если же ты не готов посвящать гонкам и тренировкам много времени, то остаешься в режиме «покатушек».
Вне трассы
Время, выделяемое на хобби, зависит от ваших целей и задач. Например, в 2014 году в России проходят шесть этапов Кубка России и шесть этапов Чемпионата России. Если участвовать везде, то получается выезд раз в месяц. Если прибавить международные выезды — этапы Кубка мира и легендарный «Дакар» — то раз в две-три недели. Это не считая тренировок. Спорт — часть системного подхода. Члены нашей команды ходят в спортзал три раза в неделю, плюс занятия ОФП для спины два раза в неделю. В нашей команде даже механики спортом занимаются. Ну и тренировочные выезды на машине не реже раза в месяц и в любое время года. Отрабатывать навыки можно даже за рулем по ежедневному маршруту дом — работа — дом.
На трассе учишься быть джентльменом. Если в ралли-рейдах машину не пропускаешь, тебе могут «обозначить» — подтолкнуть сзади или сдвинуть на повороте. Так во время своей первой гонки мы следили за приборами и ямами, но не за другими участниками и в итоге получили то самое «обозначение». Другой экипаж решил, что мы ведем с ним борьбу, мы же вели борьбу сами с собой.
Наш спорт — это как бизнес. Только в бизнесе эффекта нужно ждать месяцами и годами, а на ралли-рейдах все быстро и понятно. Нам, любителям, даже не интересно соревноваться с профессиональными гонщиками, намного важнее «обогнать Михалыча» на повороте. Но самое главное — в спорте ты можешь получить такие эмоции, которые не всегда найдешь в бизнесе. Мы же все живые люди, и если какая-то часть нашей личности не развивается, то приходится добирать через суррогат — зависимости. А зависимости можно выбирать: кому-то — спорт и путешествия, кому-то — увы, алкоголь. Когда ты находишься в атмосфере сильных людей, ты сам начинаешь расти и подаешь пример окружению. Это очень глубокий, взаимный и невероятно интересный процесс.