Большие деньги и большая политика не признают женских квот. Улыбка работает только на входе, иногда — на выходе. Никогда — между. Никакой дискриминации — хотели равенства, докажите, что вы в состоянии.
Женщины в России вообще слишком часто спрашивают разрешения на карьеру. Жалуются, что их куда-то не пускают. Но зачем просить контрамарку в мужской мир, если двери открыты? Хочешь умножать капитал на шпильках — пожалуйста. Просто двигайся быстро и следи, чтобы не хрустнул каблук.
У женского бизнеса, как у женской прозы, бывает особый слог, ну и особая повестка. Родился ребенок — шьешь детские шапки премиум-класса. Хочешь купить ребенку азбуку — почему бы не издать ее самой (см. стр. 62). Женским амбициям закон не писан. Главное, не совершать подлостей, будто бы защищая детство. Сколачиваешь капитал — будь добра, без женского мандата и парламентских выражений.
Настоящий капитал -— он, кстати, вовсе не материнский. Нефть, газ, авиапром, сельское хозяйство, элитная недвижимость, минимум продуктовый ритейл. Чтобы попасть в женский топ-лист богатейших, можно, конечно, родиться в президентской семье. А можно удачно выйти замуж. Тогда ты в рейтинге, а муж скромно пашет на придворных галерах (см. рейтинг 30 богатейших женщин на стр. 38).
Кстати, о женах. Зайти в мир сильнейших можно и с черного хода. Новая бизнес-реальность бывших соратниц — раздел имущества и процедура discovery (Наталия Потанина о финале своего брака — на стр. 50). Правда, бывший мэр Москвы Юрий Лужков (см. рубрику «Мужчина о женщине» на стр. 80) считает, что брак — это не бизнес и нужно уступать. Но это он о своем, счастливом браке.
А если всерьез, стать богатой женщиной в России — это убийство сразу многих мамонтов. С одной стороны, бежишь карьерную дистанцию с декретными препятствиями. С другой — тебя, как и богатого самца, все время хотят раскулачить. В нашем рейтинге много заслуженных self-made удач. IT-индустрия, например, в смысле пола, как и весь интернет, анонимна. Одна из наших героинь просто любила онлайн-игры, а потом стала их производить. Итог — №20 в списке богатейших, где-то между подрядами «Газпрома» и капиталом, унаследованным после трагедии.
В большой игре, кстати, необязательно иметь право подписи. Бывает, что мужчине в бизнесе или власти просто не обойтись без второго, а то и внутреннего голоса. Тогда кариатида расправляет плечи и берет на себя ответственность. Главное, чтобы голос не сломался. И не запел сольную партию. Героини нашей темы номера — пресс-секретари важных людей — умеют уйти в тень так искусно, что сохраняют и власть, и ее полномочных представителей (интервью с лучшими представительницами профессии на стр. 20).
И вообще, право голоса у вас есть.