Как, будучи банковским служащим, заработать на фэшн-консалтинге.
Юлия Русанова, Вера Панова
основательницы консалтингового агентства Lunar Hare
Возраст 40 лет (Юлия), 44 года (Вера)
Год основания 2008
Бюджет на запуск $10 000
Выручка более $1,4 млн
Теплым весенним днем 2010 года две девушки в джинсах и футболках — блондинка и брюнетка — сидели за столиком в модном Shop & Bar Denis Simachev в Столешниковом переулке Москвы. Кофе, диетический десерт, англоязычная презентация в ноутбуке, постоянно звонящий телефон и обещания телефонному собеседнику «прямо сейчас прислать курьера с документами». Через час брюнетка оплатила счет, надела темные очки, на лоб надвинула спортивную кепку и решительным шагом направилась к машине. Туда она загрузила распечатанную презентацию «Стратегия по продвижению подписки для журнала «Сноб» и под видом курьера отправилась в офис «Сноба». Так Вера Панова подрабатывала курьером для собственной компании Lunar Hare, потому что в тот момент являлась одним из двух ее сотрудников.
Брюнетка Вера Панова и блондинка Юлия Русанова — основатели консалтингового агентства Lunar Hare. Сегодня среди его клиентов — H&M, Casadei, ASOS, Calzedonia, Monki, Intimissimi, Tezenis, Falconeri, Alberto Guardiani, а также Martini, Moet & Chandon, Veuve Clicquot, автомобильный бренд Jaguar Lаnd Rover и несколько финансовых организаций.
До кризиса 2008 года обе они работали в банке «Русский стандарт». Панова занимала должность замначальника управления по связям с общественностью, Русанова — начальника управления рекламы. Соучредительницы подчеркивают, что никогда не были подругами и до сих пор четко разделяют свою профессиональную и семейную жизнь. В начале 2008 года, когда банк стал более консервативным, обе задумались о смене деятельности. «Мы столкнулись в офисной столовой, поделились размышлениями о продолжении карьеры вне банка, и вскоре наши совместные обеды уже превратились в обсуждение будущего бизнес-проекта», — вспоминает Панова.
Опыта в проведении банковских мероприятий у обеих накопилось достаточно. «В своей креативности мы не сомневались, но начинать новое дело было страшновато», — признается Русанова. К тому же весной 2008 года стало ясно, что финансовый кризис скоро дойдет и до России. Поэтому будущие партнеры зарегистрировали юрлицо, придумали название Lunar Hare (из «Книги вымышленных существ» Борхеса), но увольняться из банка не стали.
Осенью 2008 года Русанову пригласили возглавить проект по разработке и реализации программы лояльности для VIP-клиентов MasterCard. Юлия покинула «Русский стандарт», собрала команду для запуска в России и вскоре позвала Веру заниматься PR-сопровождением. «Так «MasterCard ИЗБРАННОЕ» стал первым гвоздем в нашей самостоятельной бизнес-жизни, — говорит Русанова. — Хотя мы и делали его как наемные менеджеры, но на практике поняли, что можем, хотим и будем далее работать вместе». Весной 2010 года проект закончился, но Русанова и Панова осознали, что их знания и опыт вполне универсальны и их можно применять не только в финансовой сфере. Еще одна находка — третий партнер агентства Александр Перепелкин, который, по словам Русановой, удивил девушек сочетанием молодости (он младше их на 12 лет) и опытности и буквально открыл им глаза «на мир моды и лайфстайла». Сейчас у трех партнеров равные доли в агентстве.
К началу 2011 года агентство Lunar Hare выиграло тендеры на пиар-сопровождение универмага «Цветной», управления по туризму Великобритании, H&M и тот самый проект «Сноба». «Мы тогда арендовали 54-метровую студию в Artplay, который только начинал отстраиваться, и срочно ее ремонтировали, — рассказывает Панова. — Торопились, так как одним из условием участия в тендере шведской марки было посещение делегацией H&M офиса будущего партнера. Так как заработков у нас еще не было, то на мебель тратиться не стали, а купили все в ИКЕА. Шведы из H&M оценили вкус к шведской мебели».
В том тендере Lunar Hare обошла четыре известные на рынке PR-фирмы. «Чуть позже, когда нашим клиентом стал и универмаг «Цветной», его представители поясняли: они искали команду с незамыленным взглядом на рекламу и пиар, — говорит Панова. — И еще важный критерий: чтобы менеджеры компании (то есть мы) сами работали над проектом, а не передавали его после презентации среднему и младшему менеджменту».
Первоначальные вложения в аренду и ремонт составили чуть более $10 000. И техническую, и креативную работу партнеры Lunar Hare выполняли сами, без зарплаты. Из нанятых сотрудников была только офис-менеджер Олеся, которая сегодня уже доросла до менеджера проектов компании. Радость получения первых клиентов сменилась ужасом. «Надо было срочно искать сотрудников для реализации всего намеченного», — говорит Панова. Она признается, что поиск персонала и сейчас остается главной задачей.
«Спектр наших собственных компетенций в первый год рос в геометрической прогрессии, — признается Панова, — от правильного способа подписывать платежки и проходить валютный контроль до постройки световой инсталляции и общения с техническими службами». Будучи банковскими работниками, мы и не подозревали, что столько нового сможем сделать. «Это как с ребенком, который за первый год жизни осваивает больше, чем за всю оставшуюся жизнь, — добавляет Русанова. — Так и наша компания».
Кстати, о детях. Юлия Русанова вынашивала третьего ребенка во время подготовки открытия «Цветного», а год спустя Вера Панова вела телефонные переговоры с клиентом из предродовой палаты незадолго до рождения второй дочери.
На второй год активной работы Lunar Hare оборот компании превысил 50 млн рублей. Нынешних заработков хватает на новый офис, зарплату, премии, а всю прибыль учредители реинвестируют в бизнес. Теперь обязанности партнеров распределены так: Русанова — гендиректор, Панова курирует финансовые потоки и подбор персонала, Перепелкин — поиск новых клиентов и новых направлений бизнеса.
Единственное, чего соучредители Lunar Hare не стали менять, это четкого разграничения работы и внерабочей жизни. «Мы не дружим семьями, не ездим в совместные отпуска. — говорит Русанова. — Но мы так зависимы друг от друга в бизнесе, что эти узы подчас намного сильнее семейных».
Сейчас у Lunar Hare двухэтажный офис в Столешниковом переулке (рядом с тем же Shop & Bar Denis Simachev), где работают 30 сотрудников; более 20 российских и иностранных клиентов; шоу-рум с 800 образцами одежды разных марок. Но в ожидании очередного витка финансового кризиса партнеры диверсифицируют бизнес. Скоро будет запущено собственное интернет-СМИ про моду, а с 2014 года действует виртуальный шоу-рум на базе Fashiongps.com. — первая на российском рынке круглосуточная база для стилистов, моделей и журналистов.