К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новая земля


Дизайнер моды Султанна Французова, которая уже много лет живет в Гонконге, рассказывает Forbes Woman, почему и за что она полюбила этот город.

Гонконг мы приехали с моим будущим мужем почти 10 лет назад. Можно сказать, волею судьбы, а можно — с подачи нашего тогдашнего партнера по бизнесу. Но это, пожалуй, одно и то же. С партнером мы давно уже не работаем, бизнес остался и развивается, а Гонконг вошел в нашу жизнь как вторая родина.

Чувство сопричастности этому месту, которое, наверное, уже можно назвать домом, не покидает по сей день. Конечно, как в любом доме, мне иногда хочется что-то здесь изменить, что-то добавить, может быть, даже уехать отсюда на время. Но я всегда возвращаюсь сюда и, сделав глубокий вдох, понимаю, что дома хорошо!

Наш приятель, профессор архитектуры из Америки Джонатан Соломон написал книгу про Гонконг — City Without Ground, «Город без основания», или, как я бы это перевела, — «Город, парящий в воздухе». Наверное, это самое точное, что можно сказать о Гонконге, это название отражает состояние, которое охватило нас в этом городе в первый же день.

 

Гонконг поразил нас своей потрясающей прикладной урбанистикой: все здесь для людей и создано людьми. Переходы из здания в здание на высоте 10-го этажа, маленькие скверики между ними как зеленые оазисы счастья, где в обеденный перерыв собирается модная молодежь, банкиры из соседних башен и старушки-китаянки, играющие в маджонг.

Меня, материкового жителя, привели в восторг все эти паромы, кораблики, острова.

 

Один из таких островов — он называется Ламма — мы посетили 1 января семь лет назад, и он стал для нас как бы воплощением новогоднего желания: мы поселились и живем там до сих пор.

Изначально китайский офис нашей компании был в Гуанчжоу, но, когда у меня родился сын, стало понятно, что я не смогу часто туда ездить, и мы приняли решение открыть студию-офис в Гонконге. Решение оказалось очень смелым: к тому времени в этом городе не осталось ни одного молодого конструктора и швеи, все были «через дорогу» — в Китае. Рекрутинговое агентство стало предлагать нам «ветеранов индустрии» — старичков в отутюженных костюмах с авторучкой Parker в нагрудном кармане. Это было просто как в черно-белом кино, очень изысканно! И надо сказать, нам оказалось очень комфортно работать рядом с этими людьми. По скорости исполнения они, правда, уступали китайцам из Поднебесной, зато делали все продуманно и называли меня «мисс Зультана».

Наш дом и моя студия на острове находятся в «тайном уголке», вдалеке от туристического шума, которого становится в последние годы все больше и больше. И меня, как местного жителя, уже начали раздражать туристы из материкового Китая. Они хоть и безобидны, но все же своей суетой и очередями в бутики дорогих марок вносят диссонанс в размеренный, уютный и полуколониальный быт моего Гонконга.

 

Поэтому мы, экспаты, раскрываем глаза и просим время остановиться. Нам все еще «разрешают» говорить на английском, думать, жить и делать все, что захочется. Хорошо, что китаизация Гонконга происходит не слишком быстро: в первую очередь это происходит в официальных кварталах северной части города и в районах обитания богатых китайцев. Но я понимаю, что это уже неизбежность, лицо города постепенно меняется.

Все эти годы почти каждый день я приезжаю на велосипеде к пристани, сажусь на паром и плыву на Большую землю, основной остров государства — Гонконг.

Этот город, конечно, уникален: с одной стороны, это азиатский Нью-Йорк, где ты можешь раствориться в бегущей толпе и никому нет до тебя дела. С другой — он очень напоминает Лондон с его пунктуальностью и вычурностью, а где-то даже и Тель-Авив с обшарпанностью баухаусовских домов и маленькими кафе на ступеньках зданий.

Хотя Гонконг — небольшое островное государство, тут есть свои «Мытищи» — районы Новых территорий, и «Рублевка» — остров Ланьтау. Есть тут острова, где живут в основном одни иностранцы, а есть — где одни гонконгцы, куда не ступает нога экспата. Есть даже маленький остров для беженцев из Африки и остров, где остались почти одни старики — он называется Grass island (остров Травы). Туда паром ходит только несколько раз в неделю, а не каждые полчаса, как на наш остров.

К слову, на нашем острове все устроено совершенно интернационально, без всяких религиозных, кастовых и национальных ограничений. Нет, конечно, есть сообщества по национальным и культурным интересам, но мы все дружим и охотно делимся своей культурой, бытом и кухней, все вместе отмечаем буддийские, христианские и иудейские праздники!

 

У нас часто бывают наши московские и израильские родственники и знакомые, один близкий друг из Москвы приезжает почти каждый Новый год — просто покататься на кораблике и, как он говорит, окунуться в атмосферу детства, где есть пираты и необитаемые острова.

Конечно, большинство наших друзей остались в детстве и в Москве. Но тут есть хорошие знакомые, тоже экспаты из разных стран мира. Мы стараемся общаться чаще, устраиваем семейные посиделки, жарим рыбу и мясо, пьем вино, иногда даже ходим на клубные вечеринки и совершаем культпоходы на выставки. А иногда садимся на яхту и плывем в маленький гонконгский плавучий ресторанчик, где можно выловить и сразу приготовить всякую морскую живность. Еще есть круг общения через детей. Но с мамами из школы я, честно говоря, могу лишь попить кофе и поболтать о шопинге.

Кстати, о шопинге. До недавних лет Гонконг был для этого самым лучшим местом в мире, и даже сейчас здесь можно найти «остатки» настоящих Martin Margiela и Helmut Lang, когда эти дизайнеры еще возглавляли свои марки. За вещами нужно отправляться на Festival walk в Causeway Bay.

Естественно, у нас есть свои места в различных частях Гонконга. Это может показаться банальным, но мы любим типичный экспатовский район обитания — Сохо на острове Гонконг. Главная достопримечательность там — эскалатор, самый длинный в мире, 800 м. Он занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Там есть хороший вьетнамский ресторан, где можно поесть наш любимый куриный суп с рисовой лапшой и мясо, тушенное в банановых листьях. Еще есть шикарное место на крыше торгового центра IFC. Там же находится парк светящихся скульптур, можно полюбоваться ими, панорамой города и выпить бокал вина с друзьями. А еще в этом здании находится мой любимый и очень приятный шопинг-молл.

 

Также рекомендую сходить в чайный музей в Гонконг-парке, переплыть на материковую часть Коулун (непременно на пароме компании Star Ferry), посетить Музей изобразительного искусства (Hong Kong Art Museum), чтобы посмотреть старинные свитки — рисунки на рисовой бумаге. А еще, конечно же, съесть рисовые пельмени (димсамы) с креветками, попробовать знаменитые горящие гонконгские десерты, а ночью наведаться в бары района Лай Квай Фонг.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+