К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Часовые колеса истории


Алексей Тарханов, «Коммерсантъ», о вкусах клиентов и клиенток Абрахама-Луи Бреге.

«Недремлющий брегет», прославленный Пушкиным в «Евгении Онегине», напоминает о том, что вот уже два века фамилия Breguet произносится как вполне русское слово и что владельцев этих часов в России было великое множество. Breguet — это не только часовое искусство, но прежде всего история людей и их вещей.

Строчка в «энциклопедии русской жизни» принадлежала Абрахаму-Луи Бреге (1747–1823) по праву.  Родившийся в Швейцарии и большую часть своей жизни проработавший во Франции, в свое время он покорил весь мир. Главным его клиентом был царь Александр I, давший Бреге не только титул поставщика двора, но и звание официального хронометриста Российского Императорского флота. В 1810 году мастер открыл московский филиал своей фирмы. Война с Наполеоном (не менее важным клиентом марки) не рассорила Александра I с Бреге. Известно, что в день взятия Парижа царь-победитель отправился прямо к часовщику за очередными покупками и ученой беседой.

Список имен русских владельцев Breguet напоминает не счетные, а дворянские книги: Щербатов, Голицына, Гагарин, Орлов, Волконский, Трубецкой, Разумовский, Демидов, Щербатов, генерал Ермолов, генерал Давыдов, генерал Гурко. Россия была важнейшим партнером — здесь продавалось больше половины часов, произведенных Абрахамом-Луи Бреге. Он очень ценил русских клиентов не только за щедрость, но и за их вкус. Эммануэль Бреге, нынешний хранитель музея марки и прямой потомок часовщика, не раз повторял, что наши требования были в те годы более чем европейскими. Если соседи-турки всегда просили чего-нибудь в восточном духе, русские были просвещенными космополитами.

 

Сегодня нам все интереснее узнавать подробности о людях, причастных к появлению тех или иных часов на свет — и не только в России. Бреге работал по заказам, и за каждым из «номеров», под которыми они значились в реестрах мастерской, открывается целая биография заказчика или заказчицы.

Самая удивительная, авантюрная, почти детективная история связана с часами, известными в архивах Бреге под номером 1160 и под именем собственным «Marie Antoinette». Они были заказаны в 1783 году для молодой королевы неким офицером гвардии. Имя свое он сохранил в секрете. Никто не скажет теперь, действовал он по указанию Марии-Антуанетты или по собственной инициативе. «Вы можете работать столько времени, сколько захотите, вы получите любую цену, какую вы назначите», — сказал он Бреге.

 

На работу ушло 44 года. Часы французской монархии были уже сочтены, и прибавить к ним Marie Antoinette королеве не удалось. На эшафот она взошла без них, а шедевр закончил уже сын Бреге, Антуан-Луи. Часы появились на свет через четыре года после смерти великого часовщика и основателя марки. Marie Antoinette хранилась в частной коллекции, потом оказалась в иерусалимском музее, а в 1983-м была оттуда украдена.

После пропажи их решил в точности воссоздать новый владелец Breguet, основатель Swatch Group и спаситель вообще всей швейцарской часовой индустрии Николас Г. Хайек. Он был счастливее королевы и успел весной 2008-го представить готовые часы на Базельском салоне. Ему самому оставалось жить два года.

Breguet Marie Antoinette Grande Complication вполне заслуживают титул «королевских часов». Это настоящий музей часовых усложнений. Механизм с автоподзаводом включает 823 детали, имеет 48-часовой запас хода и двойную защиту против ударов. Минутный репетир отбивает часы, четверти и минуты. Вечный календарь показывает день, число и месяц. Уравнение времени определяет разницу между солнечным и астрономическим днем. Есть даже термометр. Ничего подобного не было придумано и создано вплоть до наших дней.

 

Когда украденная из иерусалимского музея Marie Antoinette в конце концов нашлась, ее больше не стали показывать публике. А часы, построенные современными инженерами Breguet по описаниям и чертежам за три года, — до сих пор один из главных экспонатов коллекции марки. Их история не менее замечательна, чем судьба оригинала.

В этой истории судьба королевской фамилии и двух поколений часовой династии соединилась с историей семьи Хайеков, поднявших Breguet из забвения. B Swatch Group марка вошла всего 13 лет назад, но с тех пор не дает о себе забыть. И не только тем, что выпускает едва ли не самые известные в мире часы. Она собрала изумительную историческую коллекцию Breguet. «Все, что у нас есть, — говорит Эммануэль Бреге, — мы купили начиная с 2000 года, когда Николас Хайек-старший решил, что наш долг — собрать все шедевры, которые сохранились».

Счетчик шага военных колонн, отправленный Александру I, часы-перстень с будильником, придуманные для князя Александра Демидова, или часы с тактильной стрелкой и репетиром, подаренные Жозефиной Бонапарт своей дочери Гортензии Богарне, королеве Голландии, — все эти музейного уровня вещи искали и покупали по всему миру. В прошлом году к ним прибавились часы, которые приобрел на Christie’s нынешний глава Breguet Марк Хайек, продолжающий дело деда. Это созданные в 1827-м Grande Complication номер 4111 с репетиром, календарем и функцией уравнения времени.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+