Бельгийский дизайнер пропагандирует русскую культуру.
Валерия Синюшкина, совладелица и арт-директор OMSK Belgium
Родилась в 1977 году в Швейцарии. Получила дизайнерское образование в Брюсселе (La Cambre, 2002). В 2006 году создала в Бельгии бренд Girls from Omsk. В 2009 году он был отмечен MODO Bruxelles Prize как «лучшая молодая марка Бельгии». В 2011 году бренд переименован в OMSK Belgium. Около 40 точек продаж по миру, в том числе в России (TrendsBrands.ru)
Посетители брюссельского магазина Mapp удивляются, обнаруживая блузки с «грузинскими патронами», футболки с портретом Толстого или слоганом «Горе от ума». Название марки OMSK они воспринимают как странную аббревиатуру «Москва». А дизайнер Валерия Синюшкина придумывает новые пересечения культурных кодов.
Отец Синюшкиной когда-то работал представителем «Аэрофлота» за рубежом, и она родилась в Швейцарии. Потом семья переехала в Монреаль, в 10 лет Лера пошла в английскую школу в Москве, а еще через четыре года ей пришлось отправиться с родителями в Бельгию и выучить французский. После школы она хотела заниматься дизайном: «Мама меня поддерживала, но папа настаивал на изучении права. Попробуйте поспорить с моим папой! Я проучилась год на адвоката и сбежала в моду — доказывать, что я что-то могу».
Выпускную коллекцию в брюссельской высшей школе дизайна La Cambre она назвала «Омск» — в честь родины отца. Сама она была в этом сибирском городе лишь раз, еще ребенком. За показ коллекции на фестивале во французском Йере Лера получила приз нью-йоркского универмага Henry Bendel — заказ коллекции и бесплатный шоу-рум на один сезон в Париже. «Приз был хороший, но я не знала, где брать деньги на следующий сезон, — вспоминает Лера. — Я не собиралась создавать собственный бренд, потому что все средства ушли на выпускной показ. Нас учили делать коллекции, но мы ничего не знали
о бизнесе».
Это был ее первый коммерческий опыт. Валерия заказала швейцарские ткани — слишком дорогие. Ей посоветовали фабрику по пошиву во Фландрии — тоже не дешево. «Я на этом ничего не заработала, кроме, конечно, прессы, — подытоживает Лера. — Когда мною заинтересовался универмаг Bergdorf Goodman, у меня не оказалось денег на продолжение. Можно было, наверное, попытаться их найти, но тогда я просто-напросто струсила».
Оставив мечты о собственном бренде, Синюшкина работала на итальянскую джинсовую компанию, потом была стилистом. «Три года я бегала по съемкам с мешками одежды, без машины. Но деньги были, и нормально», — смеется Лера. Однажды она сделала для себя несколько свитшотов-толстовок с надписью Omsk и принтом, изображавшим девочку с рогами. «Идея была, что это я — такая пробивная девочка. В одном из пресс-агентств сказали, что им нравится и они будут представлять мои вещи». Появились первые отклики в прессе и первые заказы. Нужно было договариваться с фабрикой. «Организовать бизнес я не умела, и тогда подрулил Филипп и предложил свою помощь», — вспоминает Лера.
Легенда о девушках
С дизайнером-графиком Филиппом Кёном, уроженцем Люксембурга, Леру связывали любовь и работа. Он стал ее партнером, изучил бизнес-менеджмент. Через полгода был написан бизнес-план, найден небольшой капитал, а в конце 2006 года — создана компания. На выставке Bread and Butter в Барселоне коллекцию под маркой Girls from Omsk заказали 20 магазинов. Почему girls? «Мне было одиноко, а так нас стало как будто больше. Под именем Валерии Синюшкиной мне было совершенно неинтересно это делать», — объясняет Лера, иронично оценивая звучание своей фамилии. Началась работа над сезонными коллекциями: «Мы учились, ошибались с размерами, фабриками, теряли деньги. Чем больше синяков, тем лучше для опыта». Сейчас компания работает с одними и теми же проверенными фабриками в Румынии, Польше и Португалии.
Нынешнего инвестора Синюшкина нашла на Неделе моды в Париже: «Мы долго «массировали» друг друга адаптациями бизнес-плана и встречами, но через год подписали договор». Инвестор поддержал разумную в финансовом смысле идею ребрендинга: превращение молодежной Girls from Omsk в более дорогую OMSK Belgium. Если раньше основной доход приносили майки и толстовки, которые требуют крупных объемов выпуска, то сейчас OMSK поднял статус за счет продаж в бутиках и расширения ассортимента: «Клиенты бутиков не самые бедные люди, которые ищут что-то необычное. А около 80% наших моделей имеют свою «легенду». Кому-то на это наплевать, но многим интересно». Кроме того, по сравнению с люксом эта одежда вполне доступна: футболка с принтом стоит €50.
Два года назад в команде появился третий человек: москвичка Ирина Кикина живет в Лондоне и работает дизайнером по текстилю для Topshop и Selfridges. Она подбрасывает коллективу идеи новых трендов и разрабатывает принты.
Как Дольче и Габбана
Лера уверяет, что все удается совмещать, потому что они с Филиппом неленивые люди: «Мы очень организованные, работаем с утра до вечера. Филипп очень ответственный, серьезно относится совершенно ко всему. Иногда это немного утомительно, но он надежен».
Интрига в том, что хотя Филипп для Леры по-прежнему самый близкий партнер, личная жизнь у каждого теперь своя. Хочется сказать: как у Дольче с Габбаной, которые, прекратив личную историю, сохранили творческий дуэт.
«У меня никогда не было мысли совершенно прервать наши отношения, ведь они изначально были связаны с работой. Но работа в конце концов нас как пару и съела», — признается Лера. После 30 лет у нее включились «биологические часы», она осознала, что время идет, и нужно что-то новое: путешествие, рождение ребенка или какое-то другое развитие. Но по плану была бесконечная работа. И партнеры решили на время отойти друг от друга. За время «работы на дистанции» Лера встретила другого мужчину, у нее родилась дочка, которой недавно исполнился год. Филипп нашел девушку. Партнеры вернулись друг к другу в новом качестве.
Как Лера совмещает работу и ребенка? Последнюю коллекцию она начала делать через месяц после родов: «У меня не было времени сидеть и думать. Я знала, что у меня очень короткий перерыв. И включилась в то, что просто должна. Конечно, совмещать работу с маленькой плачущей девочкой было очень сложно, но я себя к этому подготовила. Надо иметь внутренний двигатель».
В будущем Лера хотела бы расширить российскую часть бизнеса, но подходит к этому по-европейски рационально: «Я не хочу бежать впереди паровоза — делать это раньше, чем нужно. В России надо работать с надежным местным партнером».