Как два талантливых парикмахера, стали владелицами собственного салона.
Чтобы попасть к нам на стрижку, — объясняет генеральный директор салона красоты «Куафёр Е. С.» Светлана Давыдова, — нужно позвонить администратору 20 числа текущего месяца и записаться на следующий». Правда, дозвониться будет непросто, предупреждает она.
У постоянных клиентов «Куафёра», небольшого салона-парикмахерской в спальном районе Москвы, эта дата предусмотрительно отмечена в календаре. А потому уже на другой день у мастеров «Куафёра» весь следующий месяц работы расписан, особенно у двух директоров — генерального и исполнительного. Сестры Светлана Давыдова и Евгения Арсентьева — самые популярные мастера в собственной парикмахерской.
Собственный кооператив
«Иногда мне кажется, что я стригла всю жизнь и всех — маму, папу, сестру, — смеется Светлана. — Мы с Женей фактически выросли в парикмахерской, где работала наша бабушка. Хорошо помню свою первую стрижку: один висок папе постригла, а с другой стороны остался лохматый бак.
После училища — в конце 1980-х — Света и Женя устроились работать в один из первых кооперативных салонов красоты в Москве. Но спустя несколько лет, съездив на учебу в Европу, сестры стали мечтать о собственной парикмахерской, где они могли бы стричь, красить и лечить волосы так, как сами считают правильным.
Это все было еще в 1990-е, один из клиентов помог сестрам с помещением: они сняли комнатку площадью 35 кв. м в здании Юридической академии на Садовом кольце. Затем втроем (сестры позвали в совладелицы коллегу из салона) скинулись по $400 на оборудование — три парикмахерских кресла, одну мойку и зеркала, сделали своими силами ремонт и открыли «Куафёр». Работать начали сразу по графику полной записи — 10 человек в день. Все клиенты из салона, где сестры работали наемными мастерами, перешли за ними в новый «Куафёр».
«Прекрасное было время, — вспоминают Светлана и Евгения. — Мы были молоды и жили не бизнес-планом, а надеждами. Страна менялась, и наша жизнь тоже. Представьте, мы начали работать еще в Советском Союзе, где знали только железные бигуди, а тут столько всего нового появилось! Мы купили первое итальянское косметологическое кресло. Все это казалось невероятным!»
Но еще более невероятной была бухгалтерия. Точнее, ее отсутствие. Светлана рассказывает, что кассы у них не было, под конец рабочего дня на подоконнике валялись деньги, которые никто не считал — не было времени, чеками служили «какие-то квиточки». Поначалу не было даже бухгалтера, первый баланс Светлана готовила и сдавала сама.
Через два года помещение в центре Москвы приглянулось более богатым и влиятельным арендаторам. Девушкам пришлось съехать буквально за одну ночь и вывезти все оборудование. Следующие девять месяцев мастера салона работали на дому, но коллектив не распался. Новое помещение сняли в непрестижных московских Текстильщиках, но клиентам было все равно, куда ехать за красивой прической. «Мы с одной клиенткой скоро будем праздновать 30-летие знакомства, — рассказывает Светлана. — Это больше, чем мы с нашими мужьями живем. Вообще клиенты — это наш главный капитал, его деньгами не измеришь. Сколько раз они нам помогали».
Престижный бизнес в непрестижном районе
Когда стало понятно, что для развития бизнеса салону нужно свое, а не арендованное пространство, один из клиентов одолжил сестрам деньги на покупку 130 кв. м нежилой площади на первом этаже жилого дома в Текстильщиках. «У нас остались фотографии, как здесь все выглядело в 2000 году, — вспоминает Евгения. — Жуть. Воды по колено. Стояки пришлось до третьего этажа менять». Через шесть лет, работая без выходных, сестры выплатили своему кредитору всю сумму с процентами. К тому времени они вдвоем остались хозяйками «Куафёра» — третья партнерша не решилась рисковать еще на стадии покупки помещения в спальном районе Москвы.
Решив «квартирный» вопрос, Светлана и Евгения взялись за кадровый. Давали объявления в журнале «Афиша» (там работал один из клиентов салона), приглашали талантливых студентов из колледжа, где сами преподавали, запустили «сарафанное радио». И первый «призыв» оказался самым удачным: 70% нынешних сотрудников «Куафёра» — а всего их 16 человек — работают в салоне с начала 2000-х.
«Мы подошли к делу подбора персонала по-научному, — рассказывает Светлана. — Одна клиентка составила нам психологические тесты, по которым мы и подбирали людей. Чтобы быть хорошим мастером, недостаточно хорошо стричь, нужно быть хорошим человеком. А когда коллектив стал расти и появились какие-то трения между людьми, мы пошли за очередным советом к специалисту». Помощь оказала, конечно, очередная клиентка салона.
«Пришлось заплатить бешеные по тем временам деньги — $100 за 45 минут лекции по кадровой политике, — продолжает Светлана. — Мы тогда даже не подозревали, что, если штат компании превышает 12 человек, надо менять методику руководства. В итоге мы выбрали схему итальянской мафии: все переженились, перекрестились и стали фактически большой семьей».
А финансовую отчетность этой «семьи» благоразумно доверили вести аудиторской компании. Уже десять лет «Куафёр» — абсолютно официальная компания с «белой» бухгалтерией и ровно растущим оборотом: за 2010 год заработали 10,6 млн рублей, в 2011-м — 11,2 млн рублей. «Куафёр» платит сотрудникам приличную зарплату и предоставляет полный соцпакет. Немногие московские салоны могут этим похвастаться. Сестры регулярно придумывают новый дизайн салона и делают ремонт. Шутят: должно же в салоне хоть что-то меняться, если мастера и клиенты все те же.
Впрочем, за последние два года «Куафёр» приобрел к имеющимся в базе 2500 человек еще 500 новых клиентов. Во многом благодаря новому интернет-сайту. Пора думать о расширении собственного бизнеса? Сестры уверены, что даже если придется снова переезжать, на потоке клиентов это не скажется.