Региональный вице-президент Tupperware СНГ Елена Путилина смогла преодолеть негативное отношение окружающих к компании прямых продаж и выстроить крупный бизнес. Сейчас перед ней стоит новая серьезная задача — на треть омолодить свою команду.
Свою жизнь кардинально я меняла два раза. Я росла в медицинской среде и другого будущего, кроме медицинской карьеры, себе не представляла. Окончила Московский медицинский университет и стала практикующим врачом. Но из медицины все же ушла в фармацевтический бизнес. Мои друзья и родственники, особенно папа, очень негативно восприняли тот шаг.
Карьера складывалась успешно. Начала я врачом-консультантом в Merck Sharp & Dohme. С 1995 года работала в Smith Kline Beecham сначала региональным менеджером, а затем директором по продажам. В 1997-м стала управляющим директором, а потом и генеральным директором уже российской компании «Время», которая представляла известную фармацевтическую сеть.
Когда в 2000 году я приняла предложение стать управляющим директором по России компании Tupperware, это у всех вызвало недоумение. Во-первых, я уходила из процветающей фармацевтической компании в бизнес, который, по сути, был в России на начальной стадии. Во-вторых, Tupperware — компания прямых продаж. «Ты сошла с ума, зачем тебе это нужно?» — спрашивали меня друзья. Мои тогдашние работодатели — акционеры компании «Время» — сказали, что не прощаются со мной: «Поработай там месяц и возвращайся обратно. Будем считать, что ты уходишь в отпуск». Вот уже более десяти лет я в компании Tupperware.
Переход в Tupperware, безусловно, был вызовом для меня, новым горизонтом. В США часто все, что связано с посудой, называют Tupperware. Мне хотелось сделать бренд в России таким же узнаваемым.
В компании меня воодушевила возможность помочь людям реализоваться независимо от возраста, предыдущего опыта, профессии, статуса. Для меня это было крайне важно. Существенная часть моей работы в фармацевтическом бизнесе была связана с принятием на работу медицинских представителей, и очень много талантливых и замечательных людей хотели работать у нас, но мы им регулярно отказывали из-за отсутствия медицинского образования. Фармацевтика — чрезвычайно зарегулированная отрасль. А в Tupperware нет никаких барьеров. Главное — желание работать. В начале 2000-х многие не умели работать на компьютере и поэтому оказывались за бортом. Мы учили компьютерной грамотности, основам маркетинга и бизнеса. Будучи мультинациональной компанией с большим запасом прочности, мы можем предоставить бесплатное обучение. Мы создаем позитивную среду, которая человеку дает возможность раскрыться. Наша система работы очень похожа на коучинг. В коучинге сначала определяют цель, а только потом планируют, какие навыки надо развить в человеке, что делать, чтобы он достиг этой цели. В ближайшем будущем я планирую заняться коучингом, у меня много идей, как реализовать новые подходы внутри компании. Вообще для меня в бизнесе всегда самым интересным было создание среды для развития возможностей и раскрытия таланта сотрудников.
В начале работы в Tupperware, безусловно, самым сложным было преодолеть скепсис, который возникал у людей при словосочетании «прямые продажи». В связи со сложным выходом на российский рынок некоторых компаний прямые продажи не ассоциировались с надежным долговременным бизнесом. И мы должны были сформировать позитивное отношение к компании. В этом помогли наши активные маркетинговые мероприятия. Например, в России мы первыми в Tupperware вышли на телевидение, пять лет сотрудничали с программой «Смак». Первые несколько лет, когда мы, будучи партнерами какого-либо проекта, дарили нашу продукцию, нам приходилось объяснять, что это инновационная посуда. Сейчас ничего говорить не надо: все знают, что такое Tupperware. Настоящее признание я почувствовала, когда друзья стали звонить и радостно сообщать: мне подарили ваши ножи, ваши контейнеры…
Когда я начала развивать бизнес, у нас было только две тысячи консультантов, шесть дистрибьюторских центров и решительные планы стать огромной компанией. За десять лет мы добились своего: сейчас у нас 200 центров. Руководство отмечает нас как самый быстрорастущий рынок.
Что касается стиля ведения бизнеса, то он у меня женский. У женщин хорошо развита интуиция. Мы замечаем больше деталей, больше настроения. И можем параллельно держать в голове тысячу вещей и даже делать эту тысячу вещей одновременно.
Каждый Новый год я говорю своим сотрудникам: «Добро пожаловать в новую компанию». Главная задача 2011 года — программа TupperFIT. Это программа по привлечению в наш бизнес молодежи. Мы хотим, чтобы через пять лет молодые сотрудники составляли 20–30% от коллектива компании. В этом году планируем открыть молодежный дистрибьюторский центр. Там все программы обучения будут на электронных носителях, с интерактивным участием. Вводим мастер-классы по скайпу, тренинги, которые можно закачать на мобильный телефон. Одна из основных составляющих успеха в нашем бизнесе — это умение установить контакт, пригласить потенциальных клиентов на встречу. Молодежи это удается очень хорошо. У них нет барьеров, они очень любят общение.
Конечно, решиться изменить свою жизнь непросто. И у меня были сомнения. Но мне по-настоящему помогли и оказали большую поддержку муж и дочь. Они сказали: «Если тебе нравится — иди обязательно». Семья всегда с глубоким уважением и оптимизмом относится ко всему, что я делаю, ко всем моим идеям и переменам. И это, пожалуй, самое важное.