Снова увидеть мир: как с помощью генной терапии можно вернуть зрение слепым детям

Ежегодно сотни детей рождаются с серьезным нарушением зрения из-за генетического заболевания, вызванного дефектом гена AIPL1. Несмотря на то что на ранних стадиях многие из них могут распознавать источники света, большинство из-за разрушения сетчатки глаза к четырем годам утрачивают зрение полностью. На протяжении долгого времени врачи считали этот процесс необратимым.
Однако исследования не стоят на месте. Публичная компания MeiraGTx представила новый вид генной терапии, которая показала беспрецедентный результат: 11 детей, родившихся с генетическим нарушением, вновь обрели зрение.
Хирурги детской больницы Грейт-Ормонд-стрит и детской больницы «Эвелина» в Лондоне ввели в сетчатку детей, родившихся с дефектом гена AIPL1, созданное MeiraGTx лекарство с правильной версией гена. Оно заставляет организм самостоятельно запускать механизм, обеспечивающий зрение. Уже через несколько недель дети, прошедшие процедуру, вновь смогли видеть. В настоящее время, спустя несколько лет наблюдений, все они читают, рисуют и играют, как другие дети, — им достаточно очков.
«Эти дети не могли видеть, а теперь они спокойно бегают и исследуют пространство вокруг, учат буквы и цифры», — говорит 60-летняя Зэнди Форбс, основательница и генеральный директор компании MeiraGTx. Она работает над созданием еще нескольких видов терапии для борьбы с другими нарушениями зрения, а также с болезнью Паркинсона, ожирением и ксеростомией (патологическая сухость во рту).
Результаты первоначального исследования были опубликованы в конце февраля в медицинском журнале The Lancet: четырем детям с дефектом гена AIPL1 был введен препарат в один глаз, в результате чего через месяц он восстановил способность видеть — дети могли идентифицировать цвета, формы, буквы и следить за движущимися объектами. После лечения не было выявлено никаких значительных побочных эффектов, поэтому было решено повторить процедуру еще на семи детях, но на этот раз ввести препарат в оба глаза. Все дети вновь обрели зрение. Учитывая впечатляющие первые результаты, в настоящее время MeiraGTx ожидает одобрения использования препарата от регуляторов Великобритании и США.
Зэнди Форбс (не имеющая отношения к семье Форбс, ассоциирующейся с изданием Forbes) в 2015 году основала MeiraGTx, покинув пост старшего вице-президента по коммерческим операциям в фармацевтической компании Kadmon (позднее была приобретена Sanofi). В общей сложности стартап привлек инвестиции в размере около $110 млн, в число инвесторов вошли фонд Технологий Университетского колледжа Лондона (UCLTF), венчурный фонд ID Fund и инвестиционная фирма Perceptive Advisors. В 2018 году MeiraGTx вышла на IPO, в ходе которого было привлечено $75 млн. За первые девять месяцев 2024 года компания получила доход в размере около $12 млн. Согласно прогнозам Forbes USA, после одобрения терапии регуляторами Великобритании и США выручка компании значительно возрастет.
В конце 2023 года MeiraGTx продала лицензию на проведение другой генной терапии компании Johnson & Johnson, заключив сделку на сумму в $415 млн. В 2024 году компания получила промежуточные выплаты в размере $50 млн. Фармацевтический гигант Sanofi также инвестировал в MeiraGTx $30 млн в 2023-м в обмен на первоочередное право ведения переговоров по нескольким препаратам, представляющим интерес для компании; в совокупности инвестиции от Sanofi составили $60 млн. В настоящее время бюджет MeiraGTx составляет около $120 млн, что дает ей возможность продлить свои исследования до 2026 года.
В большинстве случаев генная терапия подразумевает проведение сложных процедур. Форбс сосредоточила свое внимание на разработке методов лечения, которые не требовали сложных решений, а также могли бороться не только с генетическими заболеваниями, но и другими расстройствами.
Для достижения поставленной цели компания сосредоточилась на разработке лечения, которое подразумевало использование малых дозировок для снижения риска возникновения побочных эффектов. Как и в большинстве случаев использования генной терапии, лечение представляет собой введение пациенту специально модифицированных аденоассоциированных вирусов (AAV). По сути, это разновидность вируса, вызывающего ОРВИ, собственный геном которого заменен на нужный ген, который необходимо доставить в организм.
Главное отличие MeiraGTx от других компаний, занимающихся разработкой генной терапии, заключается в том, что она является вертикально интегрированной, а также обладает собственными производственными мощностями, готовыми к коммерческому использованию, что исключает необходимость прибегать к услугам подрядчиков для изготовления препаратов. По словам Форбс, в совокупности эти условия позволили компании быстро завершить клинические исследования. Само название MeiraGTx с иврита переводится как «дающий свет».
После IPO, в ходе которого акции компании продавались по цене в $15, их стоимость начала стремительно расти. В годы пандемии COVID-19 стоимость акций многих биотехнологических компаний достигла пика, и MeiraGTx не стала исключением: цена за одну акцию компании была практически в два раза выше, чем во время проведения IPO. Однако после пандемии был закономерный спад. На момент закрытия рынка 21 марта акции MeiraGTx торговались по цене $7,56. Рыночная стоимость компании оценивается примерно в $522 млн, что на 7% выше по сравнению с результатами предыдущего года.
Ранее инвестиционный банк Chardan назвал MeiraGTx одной из 25 лучших биотехнологических компаний этого года. «Мы считаем, что феноменальные результаты исследований... существенно снижают все риски, которые могут возникнуть в процессе одобрения лечения в Великобритании, а также формируют крепкий фундамент для благоприятного взаимодействия с Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA)», — заявил аналитик Chardan Даниил Гааулин в отчете, опубликованном в связи с объявлением.
Гааулин установил ценовой ориентир для акций компании на уровне $36. Другие аналитики также рекомендовали акции компании для приобретения, а также посчитали их недооцененными в настоящий момент, поскольку ожидается, что препарат для лечения AIPL1 будет одобрен в ближайшее время.
Помимо препарата для лечения дефекта гена AIPL1, MeiraGTx занимается разработкой других видов генной терапии для борьбы с наследственными заболеваниями сетчатки, которые уже прошли испытания на людях. Компания также работает над созданием эффективного лечения пациентов со злокачественными опухолями головы и шеи, чьи слюнные железы были повреждены в результате лучевой терапии: пациентам вводятся гены, позволяющие запустить механизмы выделения слюны. Кроме того, MeiraGTx разрабатывает запатентованный способ для более точной доставки препаратов генной терапии и пептидных препаратов по типу «Оземпика». Эти препараты обычно вводятся в организм пациента инъекционно или с помощью капельниц, в результате чего в кровоток попадает большая доза лекарства, что может увеличить риск возникновения побочных эффектов. Точечная доставка препарата позволяет использовать более низкие дозы, что сокращает риски, а также поможет снизить стоимость лечения.
Одно из основных направлений MeiraGTx — разработка генной терапии для лечения болезни Паркинсона. В данном случае препарат стимулирует выработку в мозге нейромедиатора — гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК). Низкий уровень ГАМК считается одной из причин возникновения заболевания. Результаты исследования, которое было опубликовано компанией в прошлом году и ожидает рецензирования, продемонстрировали улучшение двигательных функций и общего уровня жизни пациентов, которые получили высокую дозу этого препарата.
По словам Зэнди Форбс, благодаря полученным данным компания сможет провести более масштабное клиническое исследование в конце 2025 года.
Перевод Ксении Лычагиной