«Все, что нам кажется светом»: драма об одиночестве индийских женщин в большом городе

В центре повествования скромного в событийном плане фильма — три героини из разных поколений, которые вместе работают в больнице Мумбаи. Все они приехали в мегаполис из маленьких городов. Каждая по-своему несчастна и пытается справиться с одиночеством.
Прабху (Кани Кусрути) в юности выдали замуж «вслепую». Почти сразу после свадьбы ее муж улетел в Германию, первое время часто звонил, но в последний год совсем пропал с радаров. Женщина тоскует по несостоявшейся любви и надеется, что супруг когда-нибудь вернется. Формальный брак мешает героине наладить личную жизнь: как вариант — принять скромные ухаживания застенчивого доктора с работы.
На контрасте со сдержанной и замкнутой Прабхой выступает юная и безрассудная медсестра Ану (Дивья Прабха). Девушка тайно встречается с молодым мусульманином, и по больнице уже ходят слухи о ее романе. В сложноустроенном индийском обществе у пары нет будущего: семьи с обеих сторон не одобрят межконфессиональный брак.
Самая старшая из героинь, овдовевшая повариха Парвати (Чхая Кадам) сталкивается с угрозой выселения: ушлый застройщик собирается снести многоквартирный дом в трущобах, где женщина прожила более 20 лет. Пожилая вдова даже не может рассчитывать на компенсацию, потому что муж не оставил документы, подтверждающие ее право на жилье. Все, что ей остается, — вернуться в родную деревню.
Еще одним персонажем фильма становится сам Мумбаи — пульсирующий, динамичный, олицетворяющий саму жизнь современного индийского общества. Кадры с многолюдными улицами и переполненным транспортом, снятые с документальной точностью, пропитаны атмосферой стресса, который ежедневно испытывают горожане.
Во второй половине фильма действие переносится в тихую приморскую деревушку, где каждая героиня обретает внутреннюю гармонию и находит собственный путь к свету. Вместе со сменой локации происходит не только духовная трансформация персонажей — изменения претерпевают и стилистические «ландшафты»: квазидокументальная манера съемки уступает место магическому реализму.
Режиссер фильма Паял Кападиа в 2021 году получила приз за лучший документальный фильм в Каннах за картину «Ночь незнания» о студенческих протестах против националистической политики правительства. В своем художественном дебюте талантливая документалистка показывает непривычную для западного зрителя Индию через феминистскую оптику и открыто говорит о трудностях жизни женщины в обществе, где все еще сильны патриархальные устои. Социальный статус женщины определяется наличием мужа — потенциального, формального и даже мертвого.
«Все, что нам кажется светом» лучше всего раскрывается как пронзительная драма об одиночестве и поисках смыслов, которая, сочетая искренность и поэтичность, но без лишней сентиментальности, рассказывает о судьбах трех героинь из разных поколений. При общей бессобытийности фильм может показаться затянутым, но это не умаляет его достоинств: скромное и лиричное кино о женской дружбе способно тронуть любого зрителя независимо от пола, возраста и национальности.