К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

От метро до пешеходного Арбата: как женщины-архитекторы изменили советские города

Надежда Александровна Быкова за работой над проектом станции метро (Фото DR)
Надежда Александровна Быкова за работой над проектом станции метро (Фото DR)
Профессия архитектора до сих пор считается мужской. Притцкеровскую премию, самую престижную архитектурную премию в мире, с 1979 года получили лишь четыре женщины. Однако история знает достаточно примеров успешных специалисток в этой сфере. О выдающихся советских женщинах-архитекторах, которые проектировали метро, городские кварталы и восстанавливали целые города, рассказывает Юлия Тряскина, архитектор, основатель архитектурного бюро UNK interiors и соучредитель ГК UNK
Надежда Быкова: советский классицизм в метрополитене
Надежда Быкова, станция «Сокольники», 1935 ·DR

Надежда Быкова: советский классицизм в метрополитене

Родившаяся в 1907 году в Серпухове Надежда Александровна Быкова хотела пойти по стопам отца — земского врача и матери-фельдшера и стать медиком. Но произошла какая-то ошибка, и бронь места в университете, которой добился отец, по распределению привела ее не в Мединститут, а во ВХУТЕМАС. Пришлось срочно готовиться к экзаменам по черчению. Здесь, в стенах  «русского Баухауса», она училась у таких мэтров архитектуры как Николай Ладовский, Николай Докучаев, Владимир Кринский, Михаил Коржев. Выпустившись в 1930 году, Быкова два года проработала в Гипрогоре (Государственный трест по планировке населенных мест и гражданскому проектированию), а затем перешла в только что созданный Метропроект.

Там же над станциями московского метро уже работал будущий муж Быковой, Иван Таранов-Белозеров. Впоследствии супружеская пара спроектировала в соавторстве девять станций, в том числе  «Сокольники», «Белорусскую», «Новокузнецкую». На последней художник Борис Покровский даже оставил «пасхалку» на панно «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков». Среди стоящих на фоне панорамы Москвы советских граждан мужчина с чертежом в руках внешне очень похож на Таранова, а девушка с короткой стрижкой на заднем плане — на Быкову. Также в соавторстве с мужем Быкова спроектировала павильон «Механизация» на ВДНХ, где сегодня находится Центр «Космонавтика и авиация».

Тамара Каценеленбоген: от жилмассивов до санатория-дворца
Тамара Каценеленбоген, Батенинский жилмассив в Санкт-Петербурге· Wikipedia, DR

Тамара Каценеленбоген: от жилмассивов до санатория-дворца

Тамара Каценеленбоген начала работать в первые десятилетия советской власти, когда многие архитекторы стремились выработать новый «язык», в котором выражались бы идеалы и принципы нового государства рабочих и крестьян. Она представила свой проект на знаменитом конкурсе на возведение Дворца Труда в Москве в 1922–1923 годах, в котором участвовали и такие архитектурные иконы того времени как Константин Мельников, братья Веснины и Илья Голосов. Дворец в итоге не был построен, а идеи архитекторов нашли воплощение в других зданиях столицы.

В 1930-е годы Каценеленбоген совместно с другими архитекторами под руководством Григория Симонова спроектировала несколько конструктивистских жилых кварталов в Санкт-Петербурге, в том числе Кондратьевский, Батенинский и Бабуринский жилмассивы в северной части города. Они сохранились до наших дней.

Работала Каценеленбоген и в других городах. Она создала проект планировки центра Мурманска, в 1938 году спроектировала Дворец культуры имени Куйбышева в Самаре (в соавторстве с Ноем Троцким) и построенный в 1955 году санаторий «Новые Сочи», переименованный в 2003-м в «Русь». Эта здравница на берегу Черного моря, напоминающая древнеримские виллы или итальянские палаццо с колоннадами, просторными лестницами и внутренним двором, совсем не похожа на предыдущие проекты архитектора. Работая в рамках сталинского неоклассицизма, Каценеленбоген думала не только о монументальности спускающегося к морю каскада лестниц или колоссальных входных групп главного здания, но и об устройстве комфортных номеров и взаимодействии здания с ландшафтом.

Раиса Коханова: промышленный конструктивизм в Ленинграде
Раиса Коханова, подстанция №11 на Фонтанке ·DR, Wikipedia

Раиса Коханова: промышленный конструктивизм в Ленинграде

Раиса Коханова выпустилась из Ленинградского высшего художественно-технического института в 1930-м и до начала войны работала как автор преимущественно промышленных объектов. По ее проектам был построен ряд тяговых электрических подстанций, в том числе здание подстанции №11 на Фонтанке — один из символов блокадного Ленинграда. Трамваи были единственным транспортом, работавшим в городе, и трамвайные линии получали электроэнергию именно оттуда.

Это конструктивистское здание, несмотря на свою утилитарность и внешнюю простоту, не диссонирует с окружающим городским пространством, а деликатно вписано в него. Продуманная асимметричность, ступенчатое понижение масштабов, ритмичная разбивка окон, равно как грамотное устройство внутренних помещений, говорят о большом мастерстве даже в самом начале профессионального пути Кохановой.

В блокадные времена Раиса Коханова работала над интерьерами заводских клубов в Парголово и Ленинграде, проектировала здания, где располагались парткабинеты и агитпункты. Также она много усилий приложила для того, чтобы сохранить архитектурное наследие Ленинграда во время бомбежек — например, по ночам вместе с мужем дежурила на крышах исторических зданий, чтобы быстро тушить пожары. После окончания войны Коханова внесла большой вклад в восстановление города, участвуя в реставрации и ремонте инженерных сетей, а затем много лет проработала в Ленгражданпроекте, занимаясь перепланировкой и реконструкцией поврежденных во время войны жилых домов.

Зоя Харитонова: пешеходный Арбат и комфортная городская среда
DR

Зоя Харитонова: пешеходный Арбат и комфортная городская среда

Зоя Харитонова выпустилась из Московского архитектурного института (МАРХИ), когда на смену сталинскому ампиру пришли прагматизм и функциональность «борьбы с излишествами». Коренная москвичка подарила родному городу пешеходный Старый Арбат, открытый в 1985 году: более 10 лет она собирала историю каждого примыкающего к нему переулка и каждого дома на нем и в итоге доказала необходимость и возможность сделать из него одну из самых знаменитых прогулочных улиц столицы.

Также Харитонова в 1970-х проектировала район Сокольники и жила там впоследствии в одном из домов, который был построен по ее плану. Сокольники Харитоновой — это городская среда, где просчитаны уровни освещенности, принята во внимание доступность школ, поликлиник, автобусных остановок и в целом учитываются потребности разных горожан. Так, на первых этажах жилых зданий были расположены кафе и булочные, парикмахерские и молочные кухни, почтовые отделения и универсамы. Можно сказать, что этот проект Харитоновой стал прообразом современных московских ЖК.

Марина Старченко: северное зодчество в типовых зданиях
Марина Старченко, дом Старченко в Петрозаводске· DR, Wikipedia

Марина Старченко: северное зодчество в типовых зданиях

Архитектор Марина Старченко показала, что будет, если объединить сталинский ампир и деревянное зодчество русского Севера. Окончив МАРХИ, москвичка Старченко принимала участие в экспедициях по северным регионам страны, изучала архитектурные памятники Карелии и влюбилась в ажурные купола Церкви преображения Господня на острове Кижи и старинные дома Кенозерья. А в 1948 году Старченко приехала восстанавливать разрушенный войной Петрозаводск. Несмотря на сопротивление архитектурного сообщества, ей удалось построить в городе несколько выдающихся домов, которые местные жители до сих пор так и называют «домами Старченко». Например, дом № 22 на проспекте Карла Маркса с его вогнутым углом до сих пор остается одним из архитектурных символов города.

Марина Старченко была еще и мастером декоративно-прикладного искусства, поэтому неудивительно пристальное внимание к деталям, свойственное и ее архитектурным проектам. Русский Север дал Старченко богатый материал для заимствования и стилизации. Занимаясь реконструкцией городского центра, Старченко ухитрялась аккуратно и точечно привносить национальные элементы и орнаменты в неоклассицистическую советскую архитектуру 1950-х годов.

Единственная деревянная постройка Старченко — летний кинотеатр в Петрозаводском парке культуры и отдыха — был построен в 1949 году и сгорел в 1970-х. Заброшенная сохранившаяся кирпичная часть здания, бывшая кинобудка, до сих пор стоит в парке и демонстрирует творческие поиски архитекторов советского времени. В работах Старченко как нельзя лучше отражается эта попытка соединить классицистическое и народное, индивидуальное и массовое, долговечность бетона и теплоту дерева.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости