В 1892 году талантливая ученица Ильи Репина Марианна Веревкина познакомилась в его мастерской с молодым художником Алексеем Явленским, с которым у нее завязались отношения.
Пара уехала из России в Мюнхен в поисках новых возможностей в 1896-м. В Германии они встретились с Кандинским и Мюнтер — так сформировалась знаменитая четверка единомышленников. Но Веревкина перестала заниматься искусством на 10 лет из-за творческого кризиса. Не веря в свои перспективы как женщины-художника, она поддерживала Явленского в его творческой карьере.
В 1906 году Марианна вернулась к живописи и создала свой художественный язык, сочетающий яркость цвета и резкую, экспрессивную фигуративность, однако к абстракции она никогда не пришла. Лето 1908 года «четверка» провела вместе на вилле — в так называемом «Русском доме» в Мурнау, где Веревкина убедила Кандинского, Мюнтер и Явленского обратиться к новой экспрессивной манере живописи. Излюбленные темы художницы — жизнь простых женщин и рабочих на фабриках, работа на земле. Также она известна своими городскими сценками и ночными зарисовками, изображением одиноких фигур в бескрайнем пространстве.
Начало Первой мировой войны вынудило Марианну Веревкину и Алексея Явленского бежать в Швейцарию. В конце концов семья осела в Италии, в местечке Аскона на озере Лаго-Маджоре. В 1921 году Явленский оставил Веревкину и уехал в Висбаден со своей прислугой Еленой Незнакомовой: он завел роман с ней еще в 1900 году, в 1902-м у них родился сын.
Середина 1900-х — 1910-е годы были настоящим расцветом творчества Веревкиной. К этому периоду относятся картины «Шторм» (1907), «Красное дерево» (1910), «Цирк перед началом выступления» (1908–1910) и знаменитый «Портрет танцовщика Александра Сахарова» (1909). К середине 1920-х ее живопись приобрела пронзительно трагическое звучание, близкое советскому художнику Борису Голополосову по образам и огненному колориту, а к концу жизни в полотнах художницы начинает преобладать религиозный мистицизм.
В 1920-х–30-х в Асконе много времени проводила и Мария Франк-Марк, работая бок о бок с Веревкиной, вокруг которой сформировалось целое художественное сообщество. На похороны Марианны Веревкиной в 1938 году пришел весь город. Сегодня ее наследие принадлежит Fondazione Marianne Werefkin и бережно хранится в Museo Comunale d'Arte Moderna в Асконе, которая стала ее последним пристанищем.
В музее De Fundatie в Зволле в Нидерландах до середины марта 2025 года проходит выставка под названием «Марианна фон Веревкин. Пионер экспрессионизма». Экспонаты кропотливо собраны по коллекциям европейских музеев и фондов.