«Она прекрасна, когда злится»: 5 фильмов о женщинах, которые боролись за равенство

«Жизнь и времена клепальщицы Рози», 1980
The Life and Times of Rosie the Riveter
Режиссер: Конни Филд
Образ «Клепальщицы Рози» с картины Нормана Роквелла до сих пор остается одним из важнейших символов движения за женские права, изначально же изображение было символом американок, которые во время Второй мировой заменили мужчин на производстве. Те, кому еще недавно вход на предприятия был закрыт, встали за станки.
В фильме представлены интервью с пятью женщинами, работавшими на заводах в период войны. Они делятся своими воспоминаниями о тяжелом труде, сложностях и дискриминации, с которыми сталкивались, а также о возвращении к «традиционным» ролям жены и матери после окончания войны. Личные истории женщин перемежаются архивными материалами той эпохи, включая новостные сюжеты, агитационные плакаты и песни. Это позволяет увидеть контраст между тем, какими женщин представляли в официальных медиа (в первую очередь примерными женами, домохозяйками и матерями), и тем, как они на самом деле жили и к чему стремились.
В 1996 году документальный фильм Конни Филд был включен в Национальный реестр фильмов США как «культурно, исторически или эстетически значимый».
«Она прекрасна, когда злится», 2014
She's Beautiful When She's Angry
Режиссер: Мэри Дор
Картина Мэри Дор посвящена второй волне феминизма — этапу развития движения, который пришелся на 1960–80-е годы. Проект рассматривает преимущественно деятельность американских женщин в период с 1966-го по 1971 год, которая заложила фундамент для дальнейшего достижения гендерного равенства.
Фильм сочетает в себе архивные материалы, интервью с участницами движения, а также комментарии современных активисток, представляя всесторонний взгляд на ключевые события и вызовы, с которыми сталкивались женщины в борьбе за свои права. В картине особое внимание уделяется вопросам права женщин на карьеру, дестигматизации женской сексуальности и другим ключевым тезисам второй волны.
Режиссер и продюсер фильма Мэри Дор, для которой «Она прекрасна, когда злится» стал дебютной картиной, сама принимала активное участие в движении за права женщин в середине 1970-х.
«Восхождение женщины», 2015
The Ascent of Woman
Режиссер: Луиз Хупер
Цикл документальных фильмов для «Би-би-си», который позже стал мини-сериалом на Netflix, создали Луиз Хупер и Аманда Фостер. Хупер известна по работе над популярными фантастическими сериалами, такими как «Ведьмак», «Кольца Власти» и «Песочный человек», а Фостер как историк и публицист сотрудничает с ведущими американскими и британскими медиа.
Сериал исследует роль женщин в обществе на протяжении 10 000 лет, начиная с зарождения цивилизации и до наших дней. Аманда Фостер выступает в нем в роли рассказчицы: она отправляется в большую экспедицию по разным континентам, чтобы восстановить историю человеческой цивилизации через биографии великих женщин, значимые события в борьбе за гендерное равенство, а также изобретения и нововведения, которые меняли общественные отношения.
В эпизоде «Цивилизация» Аманда исследует, каким был статус женщин в ранних обществах. В «Разделении» рассматривается влияние философских и религиозных учений, таких как конфуцианство и буддизм, на положение женщин в Азии. «Власть» фокусируется на том, как женщины жили в разные эпохи в Европе. Наконец, «Революция» говорит об участии женщин в протестах, изменивших современный мир, — от политических митингов до борьбы за репродуктивные права.
«Встречайте Глорию Оллред», 2018
Seeing Allred
Режиссеры: Роберта Гроссман, Софи Сартэйн
Адвокат Глория Оллред — одна из самых известных в мире юристок, которая специализируется на защите прав женщин. За свою 50-летнюю карьеру она выступала в суде против актера Билла Косби, продюсера Харви Вайнштейна и президента США Дональда Трампа в делах о сексуализированном насилии, а также представляла интересы самых разных клиентов (чаще — клиенток) в исках, связанных с домогательствами и трудовой дискриминацией.
В фильме «Встречайте Глорию Оллред» для Netflix режиссеры Роберта Гроссман и Софи Сартэйн говорят не столько о профессиональных достижениях героини, сколько о ней самой — ее принципах, ценностях и о том, как она стала признанным адвокатом. Оллред не всегда была уважаемым юристом, с чьим мнением считаются и которому доверяют. В 1966 году, когда ей было 25 лет, она приехала в Лос-Анджелес, будучи матерью-одиночкой. В том же году она пережила изнасилование и едва не лишивший ее жизни нелегальный аборт (процедура на тот момент была под запретом). Встать на защиту уязвимых было определяющим решением ее жизни. Глория оставалась верной себе, невзирая на оскорбления и противодействие консервативно настроенной части общества, тем самым навсегда вписав свое имя в историю борьбы за права человека.
«РБГ», 2018
RBG
Режиссеры: Джули Коэн, Бетси Уэст
В номинированном на «Оскар» фильме рассказывается о многолетней карьере судьи Верховного суда США Рут Бадер Гинзбург. Проект подробно рассматривает путь Гинзбург. Особое внимание уделяется ее борьбе за гендерное равенство, включая работу с исками о дискриминации по половому признаку.
Кроме профессиональных аспектов жизни Гинзбург, фильм режиссеров Джули Коэн и Бетси Уэст показывает судью как феномен американской поп-культуры. Молодые американцы прозвали ее Notorious R.B.G., иронично сравнив Гинзбург с рэпером Notorious B.I.G. — это произошло на фоне громких выступлений судьи во время процессов относительно конституционности положений Закона об избирательных правах 1965 года.
О жизни и работе Рут Бадер Гинзбург также есть художественный фильм — драма «По половому признаку» режиссера Мими Ледер с Фелисити Джонс в главной роли.