«Каникулы»: драмеди о приключениях двух учительниц на театральном фестивале в Сочи
Театральный кружок при калужской общеобразовательной школе отправляется в долгожданное путешествие. Разновозрастная группа учеников собирается показать свой спектакль «Земляничное вино» на фестивале в Сочи. Сопровождают толпу орущих школьников молодая озорная руководительница театральной студии Татьяна Викторовна (Дарья Савельева), вся такая правильная завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) и дерганая мать синеволосой девочки-подростка Оксана (Ирина Носова из «Чик»), одетая во все леопардовое.
С первыми проблемами шумный коллектив сталкивается еще в аэропорту: у одного из детей номер свидетельства о рождении, указанный в билете, не совпадает с цифрами документа. Находчивая Татьяна Викторовна быстро разруливает ситуацию, но на этом приключения школьников и сопровождающих не заканчиваются. Переполненный гостями отель, в котором не осталось нормальных номеров, любовная драма между подростками Аней и Сашей (мальчик теперь предлагает компот другой), абсурдные цензурные меры, грозящие отменой спектакля, и процветающие на фестивале бюрократические предрассудки делают эти осенние каникулы незабываемыми для всех.
Местные функционеры хотят видеть на сцене только «добрые, понятные, простые истории», а меланхоличный сюжет «Земляничного вина» о первой любви, прощании с летом и детством, напротив, совсем не внушает судьям оптимизма. Свободомыслящую Татьяну Викторовну и деликатную Марию Генриховну одинаково раздражают замшелые взгляды жюри фестиваля на театральное искусство, и это их сближает. Женщины делятся секретами за утренним кофе, отрываются на армянской свадьбе, внезапно переходят с «вы» на «ты» — чтобы по возвращении сделать вид, что они совсем чужие.
Сценарий «Каникул» Анна Кузнецова написала в соавторстве с другой дебютанткой — Екатериной Задохиной. Оператором стал финн Яни-Петтери Паси, снимавший «Купе №6» (среди продюсеров «Каникул» также числятся Наталья Дрозд и Юсси Рантамяки). Режиссерский дебют Кузнецовой, ученицы Бориса Хлебникова (он же креативный продюсер «Каникул») и Алексея Попогребского, с самого начала кажется витальным и очень естественным кино.
Каждый, кто бывал в школьных поездках, вспомнит их волнительную романтику. Для учеников участие в театральном фестивале — новый опыт и временное бегство от родителей, для учителей — испытание на прочность. Но только не для Татьяны Викторовны, которая к любому хаосу относится с долей иронии. Героиня Дарьи Савельевой заряжает всех вокруг оптимизмом и, кажется, сама ностальгирует по своим школьным годам. Она носит объемные толстовки с джинсами, тайком курит вместе с девочкой-подростком, говорит все, что думает, и посмеивается над занудством старшей коллеги, чопорной Марии Генриховны. Школьная завуч в строгих нарядах, напротив, ведет себя с подопечными сдержанно и не воспринимает всерьез руководительницу театрального кружка, который закрывают из-за убыточности. Однако в ходе тесного, хотя и довольно импульсивного взаимодействия двух женщин выясняется, что у них гораздо больше общего, чем кажется.
Вообще «Каникулы», которые многие невольно сравнивают с элегией взросления Сергея Соловьева «Сто дней после детства» (к этому располагают отсылки вроде детского спектакля и цитата «Давай просто запомним это лето»), больше фокусируются на столкновении мировоззрений двух школьных дам, а трудности нежного возраста оставляют в сторонке. Подростковый бунт в фильме обозначается саркастической фразой девочки Ани: «Нас интересуют суицид, наркотики, отношения, вы «Эйфорию» смотрели?», — но в итоге сводится к бросанию еды в столовой, случайно разбитому пианино на репетиции и «прощальной» записке, адресованной равнодушным сверстникам и учителям. Пока тинейджеры на экране переживают из-за безразличия своих крашей и разлада девичьей дружбы, взрослые женщины борются с чиновничьей цензурой и предаются рефлексии.
Дуэт фактурных актрис — Дарьи Савельевой («Привет, мама»), органично играющей бунтарок, и холодной Полины Кутеповой — главное достояние «Каникул». Женские образы в фильме только поначалу кажутся стереотипными. У каждой скопились свои мечты и разочарования; обе не чувствуют себя счастливыми в браке: одна вынуждена терпеть пренебрежительное отношение богатого мужа, другой не хватает эмоциональной близости. В диалогах о личном и сокровенном женщины преодолевают неловкость и открываются друг другу, отчего возвращение дистанции между ними в конце фильма кажется по-настоящему трагичным.
Дуновение морского бриза, творческая обстановка на репетициях и веселый кутеж учительниц противопоставляются удушающей атмосфере, царящей в бюрократических кабинетах и на заседаниях жюри фестиваля, цель которого — «создание высокого нравственного иммунитета нации». Вроде бы ничего страшного в конце концов не происходит: название постановки все-таки меняют, но зато представление не убирают из программы, да и театр — это не спорт, как говорит героиня Дарьи Савельевой. И все же ее Татьяна Викторовна принимает любые вмешательства в свое искусство близко к сердцу, в то время как Мария Генриховна довольствуется утешительным дипломом за участие и не видит смысла сопротивляться чиновникам. Дети вообще не придают особого значения цензурным ограничениям, прочие участники радуются торжеству сказок.
«Каникулы» с самого начала намекают зрителю, что театральным экспериментам Татьяны Викторовны скоро придет конец: кружок расформировывают, а значит, эти гастроли в Сочи станут последними. Несмотря на вереницу курьезных моментов и легкую сатирическую интонацию, трагикомедия Анны Кузнецовой оставляет после себя ощущение безысходности, которое растворяется в холодном осеннем воздухе.