К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Хорошая сотрудница, идеальная мать: как россиянки совмещают работу и родительство

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Для женщин в России материнство — и важнейшая ценность, и источник сложностей. Одни хотели бы посвятить все свое время ребенку, но вынуждены выходить на рынок труда из-за финансовых трудностей. Другие ищут способы совмещать родительство и работу, но выгорают из-за двойной нагрузки. Об этом — исследование, проведенное сообществом «Селфмама»: в преддверии Дня матери (в этом году он выпадает на 24 ноября) Forbes Woman публикует самые интересные моменты

Сегодня для женщин в нашей стране остро стоит вопрос совмещения работы и материнства. С одной стороны, опросы показывают, что семья — одна из важнейших ценностей для россиян. Вдобавок к этому в России растет популярность «интенсивного материнства», которое подразумевает высокую вовлеченность женщины в воспитание ребенка, вкладывание в его развитие максимума ресурсов. С другой стороны, несмотря на все большее распространение партнерского типа семьи, в которой домашние и родительские обязанности делятся поровну, мужчины не готовы к этому в первые месяцы жизни ребенка.

В итоге женщины буквально разрываются между стремлением быть хорошей матерью и профессионально развиваться, между необходимостью зарабатывать и «тянуть» на себе быт. 

Сообщество «Селфмама» провело исследование о том, как женщины совмещают работу и материнство, с какими трудностями сталкиваются и какая поддержка им нужнее всего. В рамках исследования были опрошены 690 женщин из разных регионов России, а также проведены два групповых интервью. Forbes Woman ознакомился с результатами. 

 

Женщины хотят быть матерями, но им нужна поддержка

В одном из вопросов была описана ситуация: «Женщина совсем недавно стала матерью и имеет достаточный финансовый доход. Сейчас она стоит перед выбором: стоит ли ей продолжать работать или посвятить все свое время заботе о ребенке». Респонденткам необходимо было выбрать, какой совет они могли бы дать: выйти на работу или полностью посвятить себя материнству. Абсолютное большинство (80%) в качестве совета выбрали материнство. 

Почти половина опрошенных (42%) называют главной трудностью при выходе из декрета собственное желание заниматься ребенком. 73% тех, чьи дети не ходят в сад, объясняют это их слишком юным возрастом — то есть ставят во главу угла интересы детей. Самая популярная мера, которая, по мнению неработающих респонденток, помогла бы им вернуться к рабочим обязанностям, — возможность гибкого графика / удаленной работы (56%).

 

Но из тех, кто работает в декрете (то есть буквально с ребенком на руках), 53% говорят, что материнская нагрузка — самая большая сложность такого выбора. Также они отмечают трудности с организацией рабочего времени и личной жизни (33%), психологические трудности (15%). 

24% неработающих мам в качестве меры, которая помогла бы им вернуться к работе, называют субсидии на оплату няни или детского сада, потому что в государственных учреждениях мест не хватает (об этом говорят 25% от общего числа тех, чьи дети не ходят в детский сад). В итоге у 18% работающих мам с детьми сидят родственники или няни, у 10% дети ходят в частные сады. 

44% неработающих женщин отмечают, что выйти на работу им помогла бы помощь близких. Среди женщин, работающих в декрете, замужние в целом чаще говорили о проблемах, чем незамужние, но все же мужья — основной источник «родственной» поддержки женщин (этот вариант выбрали 59% работающих и 61% неработающих матерей). Затем идут родители (их помощь получают 47% работающих и 31% неработающих матерей) и старшие дети (19% у работающих и 24% у неработающих матерей). Фрилансеры при этом, как правило, сталкиваются с меньшей поддержкой со стороны семьи («никто не помогает» — 27%). Возможно, работа на фрилансе не воспринимается окружающими, включая членов семьи, как «настоящая» занятость. 

 

Интересно, что многие женщины не знают и не пользуются мерами государственной поддержки. На вопрос о том, каких мер не хватает, отвечают: стимулирования работодателей к организации гибкого графика (60%). 

Авторы исследования отмечают: данные не показывают четких корреляций (то есть нельзя точно сказать, как на способность женщины справляться с трудностями повлияют наличие высшего образования, жилплощади или большой семьи), но чем больше у женщины ресурсов — как материальных, так и личных, — тем большее количество выборов она может совершить, организовав жизнь так, как ей это удобно. 

При этом финансовый вопрос беспокоит всех, даже респонденток с бóльшими доходами: все стремятся улучшить уровень жизни.

Одних финансовый вопрос «гонит» в декрет, других «выгоняет» из него 

Когда участницам опроса было предложено выбрать из предложенного списка ценностей до трех наиболее близких, 90% ответов пришлось на семью и «исполнение материнского долга». Профессиональное и интеллектуальное развитие выбрали только 21% и 20% участниц опроса соответственно. Зато 75% отметили материальный достаток. И именно финансовая необходимость — основная причина досрочного выхода из отпуска по уходу за ребенком: ее назвали около двух третей респонденток (62%). 

79% респонденток не рассматривали вариант, при котором в декретный отпуск уходит другой член семьи. Большинство вообще не готовы передавать кому-либо из близких свои обязанности по уходу за ребенком. Одна из причин — желание насладиться периодом материнства, который рассматривается как уникальная возможность для формирования прочных эмоциональных связей с малышом. Другая — грудное вскармливание, которое требует присутствия матери рядом с ребенком. Однако, как отмечают авторы исследования, многие женщины указывают на то, что их супруги имеют больший заработок, и это снижает экономическую целесообразность передавать материнские обязанности другим членам семьи. Женщины часто становятся основными опекунами не только из-за личных желаний и эмоциональных аспектов, но и в силу экономических реалий, что дополнительно закрепляет традиционные модели семейного поведения.

 

Женщины не хотят терять квалификацию, но чувствуют себя ненужными

Говоря о причинах досрочного выхода из декрета, 31% женщин выбрали вариант «Работа не препятствовала уходу за ребенком», 17% — «Появилась дополнительная помощь (родственники, няня) по уходу за ребенком». То есть говорили о работе не как о чем-то вынужденном, а как о представившейся возможности. Как отмечают авторы исследования, только 4% опрошенных не собираются возвращаться к карьере в целом. 

Зато большинство женщин в декретном отпуске высказали желание сменить место работы и/или профессию.

Де-факто на прежнее место работы после декретного отпуска вернулись 42% женщин (меньше половины!). 22% респонденток нашли новую работу в новой сфере, 18% остались в той же отрасли, но нашли новую работу. Во фриланс ушли чуть менее 5%. 

Показательно, что среди тех, кто говорит о желании сменить работу, и тех, кто ее уже сменил, больше женщин, которые на время декретного отпуска потеряли связь с работодателем. И напротив: чаще на прежнее место возвращаются те, с кем работодатель взаимодействовал — через отдел кадров либо через непосредственного руководителя.

 

Почти половина респонденток (47%) призналась, что работодатель никак не поддерживает с ними связь в период декретного отпуска. В итоге у женщин возникает субъективное чувство ненужности.

При этом и работающие, и неработающие матери в декрете, как правило, интересуются такой мерой поддержки, как дополнительное образование — будь то курсы на работе или в центрах занятости. Женщины не хотят терять квалификацию: они стремятся вернуться на рынок труда в наилучшей профессиональной форме.

Работодателям стоило бы поддерживать их в этом, а государству — лучше информировать о других мерах помощи, подытоживают авторы исследования. Но главное, что можно сделать для матерей, — дать им на выбор различные опции (гибкий график, детские сады, финансовая поддержка) и возможность самостоятельно подобрать наилучший вариант совмещения двух сложных и важных ролей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+