К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Инопланетянка, шпионка, королева драмы: семь лучших ролей Скарлетт Йоханссон

Кадр из фильма «Побудь в моей шкуре»
Кадр из фильма «Побудь в моей шкуре»
22 ноября двукратная номинантка на премию «Оскар» Скарлетт Йоханссон отмечает 40-летний юбилей. В начале карьеры она в основном играла девушек из мужских фантазий, но со временем доказала, что ее суперсила — это драмы. Среди ее самых эффектных героинь можно найти и супершпионку, и инопланетянку, и любящую мать, и участницу антифашистского подполья. Forbes Woman вспоминает лучшие роли актрисы
«Призрачный мир», 2001

«Призрачный мир», 2001

Ghost World

Режиссер: Терри Цвигофф

Лучшие подруги Энид (Тора Берч) и Ребекка (Скарлетт Йоханссон) не спешат поступать в колледж и проводят лето, беспрерывно обсуждая всех вокруг. Никто не способен растопить холодные сердца двух язвительных сплетниц, но однажды Энид проникается сочувствием к холостяку-лузеру Сеймуру (Стив Бушеми), который торгует старыми виниловыми пластинками. К собственному удивлению, девушка начинает испытывать необъяснимое влечение к неуверенному в себе мужчине, а Ребекка понимает, что теряет близкую подругу.

Роль саркастичной Ребекки стала настоящим актерским прорывом для 16-летней Скарлетт Йоханссон. «Призрачный мир», поставленный по культовому графическому роману Дэниела Клоуза, иронизировал над спланированностью жизни старшеклассников на годы вперед. Окончить школу, поступить в колледж, устроиться на работу, создать семью — стандартный сценарий для большинства молодых и амбициозных людей. Режиссер же предлагал альтернативный взгляд на самоопределение и задавался вопросом: «Что будет, если не следовать ожиданиям общества и просто плыть по течению?»

Йоханссон отмечала, что в фильме Терри Цвигоффа ее прежде всего привлекли сложные характеры девочек-подростков: «Большинство подростковых ролей чаще всего не имеют никакой глубины. Многие люди, которые пишут о подростках, мало что понимали, когда сами были молодыми. Персонажи в «Призрачном мире» были потрясающими, но это редкость».

Начинающая актриса блестяще воплотила скучающую циничную Ребекку, которая пыталась разобраться с собственными желаниями и в конце концов выбрала прагматичность, из-за чего навсегда отдалилась от подруги-бунтарки Энид. Дерзкий дуэт Скарлетт Йоханссон и Торы Берч («Красота по-американски») был одой всем запутавшимся в себе молодым неудачникам и остается ей до сих пор.

«Трудности перевода», 2003

«Трудности перевода», 2003

Lost in Translation

Режиссер: София Коппола

Однажды ночью в баре дорогого отеля Токио встречаются два одиноких американца: переживающий кризис среднего возраста актер Боб Харрис (Билл Мюррей) и молодая интеллектуалка Шарлотта (Скарлетт Йоханссон), которая несчастлива в браке. Оба ощущают себя лишними в чужом городе и никак не могут привыкнуть к его специфике. Страдающие джетлагом Боб и Шарлотта постепенно сближаются и проводят вместе несколько дней за терапевтическими разговорами, которые помогают им переосмыслить собственные жизни.

Прототипом главной героини драмы «Трудности перевода», получившей премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, была сама София Коппола. Она признавалась, что в начале взрослой жизни не была уверена в правильности своего выбора после окончания колледжа и столкнулась с «изолированностью» в браке. Ровно те же эмоции испытывает героиня Скарлетт Йоханссон в «Трудностях перевода»: выпускница Йельского университета Шарлотта страдает от одиночества на фоне индустриальных пейзажей. Она находит родственную душу в лице вышедшей в тираж кинозвезды Боба Харриса. Однако эмоциональная близость двух «лишних людей» оказывается такой же мимолетной, как и вера молодой американки в быструю адаптацию к абсолютно чужой стране.

Несмотря на то что нежный и хрупкий образ Шарлотты в «Трудностях перевода» принес Скарлетт Йоханссон премию BAFTA за лучшую женскую роль, номинации на «Золотой глобус» и премию канала MTV за «прорыв года», актриса признавалась, что съемки фильма оказались для нее тяжелыми: «Это было непросто, потому что я была очень молода и находилась вдали от своего школьного бойфренда. Я была как бы изолирована в этой среде, и это была просто тяжелая работа. Оглядываясь назад, я понимаю, что все это было похоже на смену часовых поясов». «Я работала с Биллом Мюрреем, большой поклонницей которого являлась. У наших персонажей такая настоящая любовь друг к другу, у них глубокие отношения, и мне было трудно — я сопротивлялась этому по разным причинам», — делилась Скарлетт в другом интервью.

С одной стороны, «Трудности перевода» принесли актрисе широкую известность и стали для нее «переходом ко взрослой карьере». С другой, некоторые разглядели в Йоханссон секс-символ, чувственную красотку и начали предлагать Скарлетт исключительно объективирующие роли, которые ей категорически не нравились. Фильмы «Девушка с жемчужной сережкой» (2003), «Престиж» (2006), «Обещать — не значит жениться» (2009) и «Железный человек 2» (2010) — яркие тому примеры.

«Матч-пойнт», 2005

«Матч-пойнт», 2005

Match Point

Режиссер: Вуди Аллен

Действие фильма разворачивается в Великобритании. Крис Уилтон (Джонатан Риз Майерс) понимает, что не сможет добиться больших успехов в теннисе, поэтому становится тренером в эксклюзивном спортивном клубе. Он быстро находит себе идеального проводника в светское общество — выходца из состоятельной семьи Тома Хьюитта (Мэттью Гуд). Крис постепенно сближается с сестрой нового знакомого Хлоей (Эмили Мортимер) и одновременно знакомится с его невестой, американской актрисой Нолой Райс (Скарлетт Йоханссон). Нарциссичный Крис начинает романы с обеими, что в конечном счете разрушит жизнь Нолы.

Драматический триллер «Матч-пойнт», одновременно вдохновленный романами «Преступление и наказание» и «Американская трагедия», — первый фильм Вуди Аллена в актерской карьере Скарлетт Йоханссон. С ним она еще поработает на съемках детективной комедии «Сенсация» (2006) и ромкома «Вики Кристина Барселона» (2008): в первом фильме сыграет пробивную студентку-журналистку, во втором — американку, которая делит любовника-испанца Хуана Антонио (Хавьер Бардем) со своей консервативной подругой Вики (Ребекка Холл).

Однако из всех героинь фильмов Вуди Аллена, сыгранных Йоханссон, ее образ в «Матч-пойнте» кажется наиболее сложным. За роль целеустремленной женщины, которая потеряла все из-за эгоистичного любовника, Скарлетт была номинирована на «Золотой глобус».

Примечательно, что эту роль актриса получила в последний момент: она заменила Кейт Уинслет всего за неделю до старта съемок. В захватывающем триллере Йоханссон освободилась от навязанного ей амплуа женщины, нуждающейся в покровительстве («Девушка с жемчужной сережкой»): хотя ее героиня становится жертвой коварного манипулятора, она проигрывает ему с боем, будучи решительной и самостоятельной. Вуди Аллен отмечал, что ее «актерская способность — быть не просто мимолетной пинап-девушкой, а по-настоящему значимой актрисой». После череды стереотипно чувственных ролей у других режиссеров Скарлетт наконец доказала, что достойна большего. Символом ее долгожданной эмансипации на экране стал научно-фантастический хоррор «Побудь в моей шкуре» (2013) Джонатана Глейзера.

«Побудь в моей шкуре», 2013

«Побудь в моей шкуре», 2013

Under the Skin

Режиссер: Джонатан Глейзер

Изо дня в день загадочная брюнетка в пушистой шубе и красной помаде (Скарлетт Йоханссон) рассекает трассу Эдинбург–Глазго на своем белом фургоне. Женщина всегда подвозит встреченных на пути автостопщиков-мужчин, но домой они не возвращаются. На самом деле водительница неказистого автомобиля — инопланетянка, которая прибыла в Шотландию отнюдь не с благими намерениями.

Малобюджетный сай-фай хоррор «Побудь в моей шкуре», снятый по одноименному роману Мишеля Фейбера, подарил нам самую смелую, провокационную и безумную роль Скарлетт Йоханссон за всю ее карьеру. В фильме Джонатана Глейзера актриса, на тот момент уже ставшая суперзвездой кинокомиксов Marvel («Железный человек 2», «Мстители»), вжилась в образ инопланетянки, которая отправилась на Землю, чтобы охотиться на похотливых мужчин и отправлять их останки своим сородичам. «Йоханссон ведет себя холодно и тихо, чтобы передать всю суть внеземного искусственного интеллекта через своего персонажа. Она показывает хладнокровный перформанс, который пробирает до костей», — писали критики. Однако постепенно героиня проникается интересом к жизни на Земле, впервые испытывает боль и влечение, начинает сострадать и доверять людям. Последнее оказывается большой ошибкой.

Роль Йоханссон в независимом научно-фантастическом хорроре Глейзера можно рассматривать как вызов Голливуду, который годами сексуализировал актрису. Скарлетт впервые проявляет гипнотическую жестокость на экране, обнажаясь не только в прямом, но и в переносном смысле. Женщина-пришелец пользуется привлекательной внешностью для заманивания новых жертв в свой фургон, и в этом заключается пугающая сила героини. Сама Йоханссон говорила, что много импровизировала на съемках «Побудь в моей шкуре», вероятно, поэтому фильм получился таким напряженным и интригующим. Она признавалась, что не понимала, как сыграть персонажа, не испытывающего эмоций, — но именно эта задача и привлекла ее в сценарии.

«Кролик Джоджо», 2019

«Кролик Джоджо», 2019

Jojo Rabbit

Режиссер: Тайка Вайтити

Действие происходит в нацистской Германии. 10-летний мальчик Йоханнес Бетцлер (Роман Гриффин Дэвис) выполняет задания младшего подразделения гитлерюгенда, но все время сталкивается с неудачами. Сначала не решается убить кролика, за что другие дети прозывают его Кроликом Джоджо. Затем подрывается на гранате во время учений в военном лагере и попадает в больницу. Однако еще более серьезные проблемы ждут мальчика дома: оказывается, его мать Рози (Скарлетт Йоханссон) укрывает еврейскую девушку (Томасин Маккензи) от гестапо. Джоджо совершенно не готов к такому повороту событий.

Пронзительное и в то же время энергичное выступление в сатирическом фильме «Кролик Джоджо» Тайки Вайтити принесло Скарлетт Йоханссон номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. Актриса обаятельно воплотила немку, которая состояла в антифашистском сопротивлении, ждала мужа с войны и непременно находила поводы для радости даже в самые темные времена. Проникнуться историей матери, в одиночку воспитывающей ребенка, актрисе помог личный опыт, ведь она самостоятельно воспитывала дочь Роуз, рожденную от бывшего мужа Ромена Дориака в 2014 году.

Еще на этапе чтения сценария героиня привлекла Йоханссон стойким и жизнерадостным характером: «Я так влюбилась в Рози, потому что она напоминает волшебное, теплое, безопасное место. Все, что она делает, исходит из любви, из любви, которую она проявляет к своему ребенку. Ей нравится быть мамой, у нее широкий кругозор, она много путешествовала. Она воплощает собой водевиль, видит магию в мелочах».

«История о супружестве», 2019

«История о супружестве», 2019

Marriage Story

Режиссер: Ноа Баумбах

Драма рассказывает о разваливающемся браке нью-йоркского театрального режиссера Чарли (Адам Драйвер) и актрисы Николь (Скарлетт Йоханссон). Отношения пары давно перестали быть теплыми и доверительными, но супруги пока что остаются вместе ради своего восьмилетнего сына Генри. Однако даже походы к семейному психотерапевту не помогают Чарли и Николь понять и услышать друг друга. Конфликт между партнерами обостряется из-за профессиональных разногласий. Когда Николь получает главную роль в голливудском сериале, она временно переезжает вместе с сыном к матери в Лос-Анджелес, а Чарли вынужден остаться в Нью-Йорке. Когда режиссер наконец прилетает в Лос-Анджелес к жене и ребенку, он неожиданно получает документы о разводе.

За бенефис в камерной драме «История о супружестве» Йоханссон получила номинацию на премию «Оскар» за лучшую женскую роль. Скарлетт сыграла талантливую женщину, которая осознала, что потеряла себя в дисфункциональных отношениях с мужем, и решилась на болезненную эмансипацию в личном и профессиональном плане. К тому моменту, как Баумбах задумал драму о разрыве супружеских отношений, Йоханссон давно состоялась в профессии, поэтому предложила режиссеру «собственный свежий взгляд на эту историю». «Когда Ноа впервые пришел ко мне, он еще не написал сценарий, но было ясно, что мы будем работать вместе. Он хотел написать мою героиню, основываясь на чем-то реальном, поэтому мы много говорили не только о нашем опыте развода, но и обо всех видах интимных отношений. Мы много говорили о наших семьях, о наших собственных родителях. Мы много говорили о наших прошлых отношениях. Николь — совокупность всех этих вещей», — признавалась актриса.

Фильм о стремительном крушении многолетнего брака предоставил Йоханссон возможность выплеснуть ярость — в сценах ссор с героем Адама Драйвера. Однако лучше всего драматический талант актрисы раскрывается в сцене у семейного адвоката, когда ее героиня рассказывает о потере собственной личности в неравных отношениях «актриса-режиссер».

«Черная Вдова», 2021

«Черная Вдова», 2021

Black Widow

Режиссер: Кейт Шортланд

Действие этого фильма киновселенной Marvel происходит после событий фильма «Первый мститель: Противостояние» (2016). Мстители находятся в ссоре из-за вступившего в силу Заковианского договора — конвенции ООН, ограничивающей деятельность супергероев. Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон) высказалась против принятия договора и оказалась вне закона. Она скрывается от властей, но ее настигает мрачное прошлое, связанное с Академией Красной комнаты, где готовят женщин-ассасинов — таких же, как она, Черных Вдов.

Изначально опасная русская шпионка и член команды Мстителей Наташа Романофф выглядела сексуализированной и поверхностной героиней (достаточно вспомнить ее шаблонно роковой образ в «Железном человеке 2»). Но со временем получила достойное развитие — в том числе благодаря влиянию Скарлетт Йоханссон в киноиндустрии. На протяжении многих лет актриса боролась за то, чтобы руководство Marvel Studios предоставило ее героине право на достойную самореализацию. Йоханссон постепенно освобождала ее арку от сексистских стереотипов, а потом и вовсе стала исполнительным продюсером сольника «Черная Вдова» режиссера Кейт Шортланд.

Фильм вышел уже после того, как в другой картине франшизы зрители увидели гибель Наташи Романофф. Когда Йоханссон спрашивали, почему «Черную Вдову» нельзя было снять 10 лет назад, она отвечала: «Этого просто не могло быть! Тогда в Голливуде был другой климат. Я бы не смогла поговорить [о сексизме] со своим режиссером и увидеть, как он действительно исчезает с экранов». Динамичный фильм-прощание с Наташей Романофф напоминал феминистский манифест. Шпионка в исполнении Скарлетт Йоханссон заново переживала болезненные эпизоды из детства, пыталась наладить отношения со своей внезапно объявившейся сестрой Еленой Беловой (Флоренс Пью) и сделала все, чтобы положить конец патриархальному насилию в стенах Красной комнаты. Поклонники Черной Вдовы тепло приняли ее персональный фильм и отмечали, что героиня «не могла и мечтать о лучших проводах».

Актриса давно отстаивает права женщин в киноиндустрии. «Люди иногда забывают, что их права — это не то, что было нам дано. Это то, за что нужно бороться и продолжать защищать — ваше право на собственное тело, ваше право на равную и справедливую оплату труда. Гендерный дисбаланс и гендерная предвзятость действительно существуют, и мы все должны объединиться, чтобы поддержать друг друга», — рассказывала Йоханссон.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+