Дама и осьминоги: как Жанна Вильпре-Пауэр придумала аквариумы и исследовала моллюсков
Жанна Вильпре-Пауэр родилась в 1794 году в небольшом французском городе Жюйаке в многодетной семье разнорабочего и швеи. Жанне повезло: в отличие от своего брата и сестры она получила хотя бы школьное образование.
В 18 лет она решила пойти по стопам матери и стать портнихой. Для этого Жанна пешком прошла до Парижа, преодолев около 400 км. Там она устроилась на работу к помощнице портнихи и оказалась достаточно успешной в пошиве одежды. Уже спустя четыре года Жанна Вильпре прославилась на весь Париж как талантливый дизайнер, так что принцесса Обеих Сицилий (государство, существовавшее в XIX веке на территории современного острова Сицилия и южной части Аппенинского полуострова) Мария-Каролина заказала у нее платье для своей свадебной церемонии с племянником короля Франции. Работая над этим заказом, Жанна познакомилась с Джеймсом Пауэром, состоятельным английским торговцем, который решил выйти на сицилийский рынок и для этого приехал в Париж посмотреть на бракосочетание двух королевских особ.
На Сицилии же состоялась в 1818 году и собственная свадьба Жанны и Джеймса. Отныне Жанне не нужно было постоянно работать. Она начала изучать естествознание, археологию и геологию с упором на специфику острова и стала натуралистом-любителем. Совершая долгие прогулки по острову, исследовательница искала образцы различных минералов, ракушек и бабочек, которые затем описывала и каталогизировала.
Иллюстрации к своим исследованиям она также делала сама. К настоящему времени сохранился только один рисунок авторства Жанны, на нем изображен ее любимый осьминог-аргонавт.
Пауэр и осьминог
Десятилетие с 1832 по 1842 год можно назвать самым продуктивным в ее научной деятельности. Именно тогда Жанна Вильпре-Пауэр увлеклась изучением моллюсков и осьминогов. Она превратила свой дом в лабораторию и много общалась с портовыми рыбаками, которые приносили ей аргонавтов для исследований.
Сама она говорила: «В течение нескольких лет я посвящала естественным наукам часы, которые оставались у меня свободными от домашних дел. Осьминог-аргонавт привлек мое внимание больше всех остальных, потому что натуралисты придерживались самых разных мнений об этом моллюске».
Она первая исследовала половой диморфизм этих животных — существенную разницу между самцами и самками одного вида. До того, как Жанна начала свои научные наблюдения за аргонавтами в аквариумах, ученые, начиная с Аристотеля, в принципе не могли обнаружить особей мужского пола этих моллюсков, принимая их за паразитов, живущих на теле самок — настолько они различались по размеру и форме.
Также в ходе своих наблюдений ученая смогла доказать, что аргонавты сами выращивают себе раковину, а не находят уже покинутые другими особями по аналогии с раками-отшельниками, как считалось ранее. Для этого она повредила панцирь одного из моллюсков, поместила на дно аквариума кусочки раковины другой особи и начала смотреть, что он будет делать. Моллюск в ответ на такую наглость со стороны Жанны начал чинить свою раковину, выбрав из предложенных осколков подходящий и прикрепив его на место с помощью щупалец.
Ее эксперименты с этими существами заложили основу для дальнейших исследований моллюсков. Хотя не все современники Жанны в научных кругах сразу признали ценность ее открытий. Один из них, участник Парижской академии наук, некоторое время продолжал настаивать на ошибочности ее экспериментов, пока все-таки не признал правоту ученой в своей статье, опубликованной в 1840 году.
В процессе исследования организмов этих загадочных существ Жанна изобрела три вида аквариумов для разных целей. Первый — самый простой — был прообразом современного домашнего аквариума, его она использовала для изучения небольших моллюсков в помещении. Второй — короб, который опускали в морскую воду для изучения организмов в естественной среде обитания.
Третий же представлял собой деревянную клетку с якорями по углам, затопленную на глубине моря. С его помощью Жанна занималась искусственным разведением рыбы. Ящики с мальками прикрепляли к берегу водоема до тех пор, пока они не вырастали до той стадии, когда их можно выпускать в обезрыбленные реки. Благодаря этому Вильпре-Пауэр считают создательницей аквакультуры на Сицилии. Создание искусственного разведения помогло сохранить многие виды рыбы.
Как вспоминала Жанна Вильпре-Пауэр, придумать стеклянный аквариум для наблюдения за моллюсками ее сподвигло поведение этих существ. Они оказались очень пугливыми: «Это животное очень подозрительное, и как только оно чувствует, что за ним наблюдают, оно в мгновение ока втягивается в панцирь и убегает, выныривая на поверхность только тогда, когда кажется, что ему ничего не угрожает. Именно в это время мы можем наблюдать за его передвижениями и привычками».
Она подарила несколько своих аквариумов Академии естественных наук в Катании (город в Сицилии). Ученые в благодарность назвали их в честь первооткрывательницы «Клетка а-ля Пауэр» и, по достоинству оценив изобретение Жанны, удостоили ее чести быть первой женщиной-академиком этой научной институции. Ее коллега в 1834 году опубликовал статью в научном журнале Giornale Letterario dell’Accademia Gioenia di Catania. В своем материале он также призывал научное сообщество признать Жанну Вильпре-Пауэр изобретательницей аквариумов.
Преодоление академических барьеров
Научная карьера Жанны то шла в гору, то, наоборот, буксовала. Ее коллекция морских организмов стала широко известна в Европе. В 1838 году она должна была демонстрироваться в Лондоне, но бригантина, на которой перевозили образцы моллюсков, зарисовки и некоторые из рукописей исследовательницы, затонула.
Жанна не отчаивалась, а принялась работать с новой силой, опубликовав в следующем году свою первую книгу Observations et expériences physiques sur plusieurs animaux marins et terrestres («Физические наблюдения и эксперименты над несколькими морскими и наземными животными»).
Несмотря на то что Вильпре-Пауэр была женщиной, отныне ее достижения и открытия в науке признавали мужчины-коллеги. Например, Ричард Оуэн, основатель Британского музея естественной истории, называл Жанну «матерью аквариумистики» (отрасль естественной науки, которая занимается созданием и исследованием экосистем в закрытых водоемах). Он также был доверенным лицом исследовательницы, представлявшим доклады от ее имени в Лондонском зоологическом обществе: в XIX веке женщинам запрещено было выступать там. В 1839-м ученый рассказал коллегам из научного общества о ее исследовании моллюсков. В декабре того же года Жанну приняли в эту научную организацию в качестве члена-корреспондента.
Кроме того, Вильпре-Пауэр поддерживала общение с крупными учеными своего времени, иногда во вред себе. Известный французский малаколог (ученый, специализирующийся на моллюсках) Сандер Рэнг хотел выдать заметки Жанны об аргонавтах за свою научную работу, но его раскрыли, так как ученая успела опубликовать записи раньше.
За первенство в изобретении аквариумов ей также пришлось посоревноваться с мужчиной. Хотя Жанна изобрела аквариум в виде прозрачной емкости из стекла для наблюдения за животными, в современном виде его представил и популяризировал британский натуралист Филипп Госсе, поэтому часто это изобретение ошибочно приписывают ему. Исследовательница даже выразила некоторую обеспокоенность в письме Ричарду Оуэну от 21 августа 1857 года: «Поскольку мне первой пришла в голову идея изучать морских животных в аквариумах или клетках, я хочу сохранить свои права изобретателя».
В 1842-м она издала свой второй научный труд Guida per la Sicilia («Гид по Сицилии»), в котором подробно описала флору, фауну и ландшафт этого острова.
Весь труд на дне
В 1840-м Жанна вместе с мужем переехала сначала в Лондон, а затем в Париж, так как ее супруг получил во Франции работу. В 1843-м она решила вывезти с Сицилии свои наработки. Но ее вновь поджидала крупная неудача — корабль, перевозивший ее научные труды и коллекцию, оставшуюся после первого кораблекрушения, затонул.
Из-за переезда на континент Жанна лишалась условий для своей научной деятельности — поблизости не было моря. Кроме того, после утраты результатов дела жизни она была морально подавлена. Дальнейшую жизнь Вильпре-Пауэр провела между Лондоном и Парижем, опубликовав только три научные статьи: в 1856-м, 1860-м и 1867-м.
Она дожила до франко-прусской войны 1870–1871 годов, из-за которой была вынуждена бежать в свой родной город Жюйак, где пережидала осаду Парижа. В начале 1871 года она умерла там же. Ее супруг предпочел остаться в столице. Он пережил жену менее чем на год.
Современные исследователи полагают, что имя Жанны Вильпре-Пауэр оказалось забыто не только из-за гендерных предрассудков XIX века (хотя она была участницей нескольких научных академий в Европе, что редко удавалось женщинам в те времена), но и из-за злой иронии судьбы. Все ее работы и исследования о морских существах оказались на дне моря. Вместе с тем, как заметила современный биолог Луиза Элкок, «в ее эпоху было крайне необычно, чтобы женщина вообще получила возможность изучать морские организмы, но, действительно, приятно видеть, что даже тогда она смогла воспользоваться этой возможностью и просто была хороша в этом деле и равна ученым-мужчинам».