Деньги, смыслы и помощь: как бизнесу и НКО выстроить долгосрочное сотрудничество
Как бизнесу выбрать НКО? На что соглашаться и чего ждать? Когда и как оценивать результаты совместной работы? «Ночлежка» (благотворительная организация, которая помогает бездомным) и ее генеральный партнер — девелопер Stone — дают восемь проверенных советов как бизнесу, так и благотворительным организациям.
Ищите направление, которое будет продолжением вашей деятельности
Совет бизнесу: найдите помогающую организацию, вместе с которой вы будете решать одинаково важную для вас проблему. Например, логично, если зоомагазин выберет организацию, которая помогает собакам. И, наверное, будет странно, если агентство ритуальных услуг решит поддерживать людей, надеющихся победить рак.
Если говорить про случай Stone, то не всем поначалу было ясно, зачем премиальный девелопер решил помогать бездомным. Приходилось объяснять, что «Ночлежка» помогает людям обрести дом, Stone строит дома — мы совпадаем в точке, где видим город как место, где создана равноправная и комфортная среда для каждого жителя вне зависимости от его социального статуса. Артикулируя это, мы работаем в том числе и на снятие уже упомянутой стигмы.
Проверьте друг друга
Убедитесь в прозрачности НКО, посмотрите, как организация получает деньги и на что их тратит. Проверьте сайт: на нем должна быть актуальная информация о проектах, раздел с контактами, документами и отчетами. Если отчетов нет в открытом доступе, это очень тревожный знак: некоммерческие организации по закону обязаны ежегодно отчитываться о своей деятельности.
Кроме того, отчет — это способ продемонстрировать жертвователям свою эффективность и поблагодарить партнеров. А для корпоративного партнера это еще и возможность оценить масштаб проделанной работы. Представленная в цифрах, помощь становится осязаемой, это важно как для сотрудников, так и для руководства компании. Поэтому совет для НКО: уделите время тому, чтобы понятно и наглядно рассказать о том, как вы работаете и решаете поставленные задачи.
По возможности стройте работу вдолгую
Бросаться от темы к теме и, соответственно, от фонда к фонду для бизнеса как минимум утомительно. Смысла в этом тоже немного. Про благотворительность вообще часто говорят, что это марафон, а не спринт. Важно держать перед глазами большую цель, но разбивать ее на маленькие задачи, тогда будет легче увидеть результат.
Даже короткие отношения с бизнесом очень важны и решают краткосрочные задачи благотворительной организации. Не у всех есть возможность помогать регулярно: неважно, компания это или просто человек, недавно узнавший о «Ночлежке». Но НКО всегда ставит перед собою стратегическую задачу перевести разового жертвователя в костяк регулярных, потому что долгосрочные отношения дают уверенность и определяют горизонт планирования. Stone остается генеральным партнером «Ночлежки» уже больше трех лет, что очень ценно.
Не продавайте «успешный успех». И все обсудите на берегу
Первая часть этого совета — для НКО. Решение социальных проблем — это путь не только побед, но и ошибок. Контролировать вы можете далеко не все, а только малую часть. И вы наверняка это знаете, а вот бизнес — нет. Объясните.
Например, если говорить про наше сотрудничество, то бездомность — и так тяжелая тема, до сих пор стигматизированная в обществе. Люди в больших городах стараются не замечать живущих на улице, обходят их стороной или открыто презирают, часто считая бродяжничество личным выбором человека. Stone как многолетний партнер «Ночлежки» считает иначе. Но прежде чем принять решение об открытии первого в России благотворительного приюта для бездомных женщин с зависимостью, компания изучила тему, попросив «Ночлежку» рассказать то, что они знают.
«Дом на полдороги» — наш новый совместный проект для женщин, призванный помогать женщинам с опытом бездомности и зависимости — подходит не для всех, и это тоже было важно проговорить. Клиентка Лиза отказалась туда ехать, потому что любой жесткий, рамочный режим будет напоминать ей тяжелые годы, когда муж удерживал ее в квартире. У девушки не было даже собственных ключей, она практически не общалась с другими людьми, ей запрещали работать. Еще у одной потенциальной клиентки ребенок, и она не считает возможным с ним разлучаться даже на время реабилитации. Клиентка Виктория — очень мотивированная, но не может поехать в «Дом на полдороги», потому что у нее нашли рак, пока неясно, как совместить реабилитацию и вероятную химиотерапию.
Бизнесу же мы советуем вспомнить, что нет ни стыдных, ни неудобных вопросов. Уточняйте все, что вам непонятно, на старте. Спрашивайте несколько раз, если не поняли ни с первого, ни со второго. У вас здесь нет и не может быть экспертизы: вся экспертиза у НКО. Внутри любого долгосрочного проекта договоритесь про цели, задачи, этапы, сроки. Поймите, что что-то может не получиться, что-то может оказаться сложнее сделать, чем это казалось, и это нормально.
НКО также подскажет, кто недополучает помощь в силу своей особой уязвимости и невидимости. Снова пример из нашего опыта: у мужчин в России средний стаж бездомности — 5,8 лет, у женщин — 7,8 лет. Такая серьезная разница свидетельствует о том, что система помощи сейчас больше заточена под мужчин, раз в реальности она помогает им выбраться быстрее. Даже в проектах «Ночлежки» соотношение мужчин и женщин сейчас 4:1. Мужчине прийти в помогающую организацию не очень зазорно. Женщине и стыдно, и боязно (неясно, с кем окажешься в одном помещении), и неловко (им кажется, что какие-то «другие» люди якобы заслуживают помощи больше).
Помните, что помогать можно не только деньгами
Например, сеть зоомагазинов «Четыре лапы» передает корма, переноски, ветеринарные препараты приютам для домашних животных. По собственным данным сети, за все время акции «Добролап» 141 приют получил почти 640 000 кг корма (сухого и влажного), 43 045 упаковок пеленок, 40 707 кг наполнителей.
А сеть магазинов «Вкусвилл» создает инфраструктуру, которая делает участие в благотворительности удобной: устанавливает боксы для сбора продуктов нуждающимся, верифицирует фонды, в пользу которых посетитель магазина может сделать покупки.
Stone же в январе этого года продемонстрировал горожанам, что социальные объекты могут стать украшением района, и декорировали «Ночлежку» к Новому году вместе с флористическим бюро «Собран в саду»: фасад был украшен еловыми ветвями, перед зданием стояли елки и светящийся олень. В марте, ко Дню бездомного человека — дню солидарности с теми, кто остался без крова и вынужден жить на улице, добавили на макеты своих объектов в Белорусском деловом районе фигурки бездомных людей и здание организации, тем самым поддержав идею «видимости» бездомных людей в городе. А в июне установили перед зданием «Ночлежки» столы для пинг-понга, закупили ракетки и шарики, чтобы бездомные люди все лето могли бесплатно играть в настольный теннис. В конце сезона мы устроили чемпионат и собрали за столами как клиентов «Ночлежки», так и других горожан.
Это разовые акции. На постоянной основе Stone не только финансово поддерживает новые проекты, но и, например, проводит HR-консультации, помогает бездомным людям с трудоустройством.
Помогайте осмысленно
Помощью можно навредить. Простой пример: люди, которые хотят помочь воспитанникам детских домов и раз в год, накануне праздников, отправляют туда игрушки, к сожалению, делают только хуже.
Иногда бизнес тоже предлагает что-нибудь «интересненькое» и искреннее считает, что это будет полезно, а может быть, даже необходимо сделать. Но право решать тут — у НКО. Если она считает, что чего-то делать не надо, то, пожалуй, действительно, не стоит.
Здесь стоит сказать пару слов про корпоративное волонтерство. Оно нужно не всем! Бизнес часто подходит к нему как к развлечению для сотрудников. А для НКО в этом больше головной боли, нежели чем пользы.
Компромиссный вариант — выделить на это часть HR-бюджета. Кто-то везет сотрудников на корпоратив в ретрит, а кто-то — в рейс Ночного автобуса, раздавать горячие ужины бездомным людям. Здорово, когда волонтерство встраивается в один смысловой ряд с другими инициативами компании. В этом случае сотрудники чувствуют свою сопричастность ко всей КСО-программе.
Не стесняйтесь говорить о проектах, которыми гордитесь
Чем громче бизнес и НКО рассказывают о своем партнерстве (о том, что конкретно удалось вместе сделать), тем больше людей тоже вовлекаются в решение социальной проблемы. Добро не любит тишину! Создавайте инфоповоды, приносите их в СМИ. НКО здесь — ваш проводник.
Ничего не делайте для галочки
Последний, но, кажется, самый важный совет. Актуален на всех этапах. Всегда стоит задавать себе вопрос: зачем? Нет ответа? Не делайте.