К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Алло, меня сейчас убьют»: как кризисные центры помогают женщинам по телефону

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Кризисные центры помогают женщинам, переживающим различные трудности — насилие в семье, финансовые и психологические проблемы. У многих из этих центров есть горячая линия. Forbes Woman узнал у сотрудников таких организаций, как устроена их работа и как она сказывается на их жизни

Крики о помощи

В России нет закона о профилактике семейно-бытового насилия, поэтому женщины вынуждены защищать себя от него самостоятельно. Например, обращаться в кризисные центры — как государственные, так и открытые общественными и религиозными организациями. Виды помощи варьируются в зависимости от конкретного учреждения — женщины могут получить консультацию по телефону или приехать. Правда, в большинстве случаев перед визитом все равно необходимо позвонить или записаться онлайн: центры стараются не публиковать адреса в открытом доступе из соображений безопасности. По этой же причине специалисты кризисного центра всегда обязаны соблюдать конфиденциальность. 

По данным центра для пострадавших от сексуализированного насилия «Сестры», число звонков с каждым годом растет. В 2021 году на их телефон доверия поступило 1520 звонков, в 2022-м — 2239. Спустя год их было уже около 2500, а в 2024-м только с января по сентябрь их количество достигло почти 2000.

За помощью обычно обращаются женщины, которые пережили насилие недавно, отмечает в разговоре с Forbes Woman координатор психологической помощи кризисного центра «Полина» Елизавета Великодворская. Но тех, кто звонит в центр, только столкнувшись с насилием, мало. Чаще всего у специалистов «Полины» запрашивают помощь те, у кого последний эпизод абьюза случился несколько дней или недель назад.

 

«К женщине в таком нестабильном состоянии важно найти индивидуальный подход. В ходе телефонного разговора наша задача — оценить ситуацию, потребности потерпевшей и понятным языком дать ей максимум информации о ее правах и возможностях получения помощи», — говорит Великодворская.

Четкого регламента, как строить разговор, у специалистов горячей линии нет. Бывает, что разговаривать с клиентами нужно несколько часов. «Наша задача не просто успокоить, а дать женщине почувствовать себя услышанной и более устойчиво стоящей на ногах; понять, что в ее ситуации возможно наметить план действий, которые обеспечат ей безопасность. Это главная задача кризисной консультантки», — подчеркивает Елизавета Великодворская. 

 

Если пострадавшая приходит в сам центр, то важно стабилизировать ее состояние простыми действиями — например, предложить выпить чаю и перекусить, замечает клинический психолог, член правления Нижегородского женского кризисного центра и преподаватель НИУ ВШЭ Мария Бабина. «Нужно закрыть базовые потребности человека в еде, тепле, безопасности, чтобы нервная система восстановилась. Предложить попить воды, открыть окно, спросить, удобно ли нашей клиентке сидеть в кресле, не душно ли. То есть немножко отвлечь ее заботой о теле. И это помогает. Плюс дыхательные техники — вместе обычно садимся, дышим», — рассказывает в беседе с Forbes Woman Бабина.

На самой консультации, которая происходит в кабинете, психолог первым делом помогает пациентке понять, что ее чувства, связанные с пережитым насилием, нормальны. Нередко на первых консультациях женщины могут захотеть что-то порвать или покричать, чтобы так справиться с эмоциями. Бабина объясняет, что это допускается, и в ее кабинете обычно есть приготовленные для этого безопасные предметы: бумага, подушки, воздушные шарики. «Бывает, женщине хочется увидеть, как она может что-то контролировать, что лист рвется, потому что она рвет его своими руками», — говорит она.

Обычно, помимо психологической поддержки, у кризисных центров есть другие методы помощи. Например, некоторые из них предоставляют временное жилье для женщин, которые находятся в опасной ситуации, и их детей. Кроме того, как правило, в кризисных организациях работают юристы, которые могут проконсультировать по разным правовым вопросам, например по поводу развода и алиментов. Многие центры предлагают бесплатно пройти курсы по финансовой грамотности, профессиональной подготовке, а также создают группы поддержки, которые можно посещать в течение длительного периода. 

 

Редкое постоянство и ограниченность звонков

Чаще всего, чтобы помочь пострадавшей, одного звонка или даже личного визита недостаточно, считают специалисты. «Во-первых, у насилия есть стадии, этапы развития, циклы. И в один звонок или в одно обращение всю информацию не вложить. Во-вторых, у каждого человека есть индивидуальный контекст, с ним нельзя быстро разобраться, — объясняет Мария Бабина. — Что мы делаем, чтобы женщина пришла снова? Сообщаем, что у нее есть бесплатные дополнительные встречи, мотивируем, говорим, что от нее ничего не нужно — надо только прийти. Сразу записываем на следующую встречу, пока она мотивирована. Выделяем время для того, чтобы проговорить, зачем нужна эта следующая встреча, что именно на ней мы будем делать». 

Однако женщины все равно редко обращаются за помощью повторно. Чаще всего это связано с чувством стыда и вины, из-за которых они отказываются от второго звонка в кризисный центр. Нередко пострадавшие возвращаются к абьюзерам, от которых бежали, а затем снова понимают необходимость помощи, но смущаются обращаться к тем же людям. Зная это, работники центров стараются создать атмосферу поддержки, подчеркивая, что возвращаться за помощью не стыдно, а абсолютно нормально, говорит Мария Бабина из Нижегородского женского кризисного центра. 

При этом инициатива выйти на связь впервые или повторно всегда должна исходить от самой женщины, а не от консультантов, рассказывают в кризисном центре «Сестры»: «Мы принципиально не инициируем коммуникацию сами. Вместе с тем пострадавшие и их близкие могут пользоваться разными нашими сервисами параллельно и независимо друг от друга: звонить на телефон доверия, вести переписку с консультантками кризисной почты, получать индивидуальные кризисные консультации с психологами нашего Центра, посещать группы поддержки».

Как такая работа влияет на сотрудниц центров

То, что в кризисных центрах работают только женщины, — миф. Перекос в гендерном составе сотрудников действительно заметен, но это объяснимо: многие женщины просто не смогли бы обсудить настолько личные вопросы с психологом или даже администратором-мужчиной.

«Работа с пострадавшими от насилия всегда оказывает воздействие на психику специалиста, потому что их истории сложно перевариваемые. Часто возникает даже не сочувствие, а злость, негодование, ощущение бессилия, которое нужно скрывать. Это очень глубокое чувство, которое знакомо всем сотрудникам и связано с несогласием с насилием в целом, с тем, что оно продолжает происходить», — говорит психолог Мария Бабина.

 

Те, кто работал с пережившими абьюз женщинами, становятся более осторожными в личной жизни. Они начинают чаще видеть опасность в людях, уверена Бабина, и это нередко оказывается искажением действительности. «А еще в какой-то момент сотрудник может поймать себя на том, что как будто бы ничего не чувствует к историям этих женщин. На самом деле это признак выгорания», — отмечает психолог.

Чтобы этого избежать, необходимо придерживаться «умеренного окна толерантности» — находиться в комфортной зоне, в которой сохраняется гибкость мышления и устойчивость к стрессу. Как уточняет психолог центра «Полина» Елизавета Великодворская, сотрудников заранее готовят к такой работе: психологи проходят серьезный отбор и затем стажировку. 

«Никто не оказывается сразу же один на один с женщиной, которая только что пострадала от насилия. Сначала мы помогаем психологу освоиться, проработать свой собственный негативный опыт, если он есть. Те, кто допускается до работы с пережившими абьюз, уже полностью готовы к своим обязанностям», — подчеркивает она.

Чего не стоит делать

«Если вы узнали, что вашу подругу, коллегу, знакомую дома подвергают насилию, обижают, оскорбляют, ограничивают финансово, угрожают отобрать детей, первое, что важно сделать, — это никоим образом не обвинять ее в случившемся», — предупреждает Елизавета Великодворская. 

 

Не менее важно вовремя вызвать полицию. Если угроза жизни очевидна или даже вероятна, лучше перестраховаться, считают собеседницы Forbes Woman. А еще — рассказать пострадавшей, куда она может бесплатно и анонимно обратиться за помощью.

Специалистки также не советуют давать жестких рекомендаций по тому, как женщине действовать. Вместо этого лучше оставить ей телефоны кризисных центров, объясняет Великодворская: «Потому что подруги, коллеги, друзья — это не профессиональные специалисты, они не могут оказать достаточную помощь. А второе, что мы рекомендуем, — это создавать ощущение безопасности, когда ваша знакомая находится рядом с вами. Помогает даже выпить вместе чашку чая, куда-то сходить, поговорить о том, что сможете поддержать ее, если она решит поменять свою жизнь». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+