Без денег, помощи и независимости: с какими проблемами сталкиваются женщины в селах
За последние 20 лет, по данным ВЦИОМ, выросло число россиян, которые считают, что у женщин в современной России столько же прав и возможностей, сколько и у мужчин — сегодня таковых 61%. Одновременно с этим почти в два раза (с 40% до 24%) сократился процент россиян, отмечающих, что у женщин прав и возможностей меньше, чем у мужчин.
Мнение о том, что у женщин меньше прав, более свойственно горожанам. Особенно выделяются жители Москвы и Санкт-Петербурга: они в два раза чаще обозначают эту проблему в сравнении с сельчанами. Такая разница в восприятии ситуации с равенством полов свидетельствует не столько о распространенности гендерной дискриминации в российских мегаполисах, сколько о том, как по-разному неравенство воспринимают жители городов и сел.
Неравномерное распространение идей равенства и тем более феминизма вполне соответствует истории его развития в современных обществах: именно представительницы высшего и среднего класса, проживавшие в городах и пригородах, становились инициаторами феминистских движений в разных странах. Горожанкам доступно больше ресурсов для профессиональной самореализации и для сохранения хрупкого баланса заботы о семье и работы.
Без хороших зарплат и помощи по дому
Несмотря на то что сельчане в меньшей степени замечают в своей повседневной жизни признаки гендерной дискриминации, в сельской местности достаточно сильно видна разница в структуре занятости мужчин и женщин и разделении между ними домашнего труда. В сферах обслуживания, ЖКХ, образования и соцсфере женщин почти в два раза больше, мужчины же в основном работают в промышленности и сельском хозяйстве.
Женщин среди специалистов с высшим образованием в селах в два раза больше, чем мужчин, однако все посты, связанные с руководством крупных хозяйств, региональным и муниципальным управлением, контролем над распределением ресурсов, как правило, занимают последние. Также среди мужчин в три раза больше владельцев предприятий. Эти данные отражают тот факт, что в сельской местности высокооплачиваемые руководящие рабочие посты для женщин практически недоступны.
Разделение домашних обязанностей в сельских семьях остается ярко гендерно окрашенным. Женщины выполняют в 2–2,5 раза больше неоплачиваемой работы по дому: готовят, убирают, ремонтируют одежду, покупают продукты и другие необходимые товары. Мужчины в основном занимаются ремонтом или стройкой, водят транспорт, сопровождают семьи в поездках и выделяют деньги на покупки. При этом сельские женщины тратят не меньше времени, чем их партнеры, и на ведение личного хозяйства — работу в огороде, уход за крупным и мелким рогатым скотом. Также забота о детях и других зависимых членах семьи остается исключительно женской задачей, хотя сельские мужчины и заявляют о том, что готовы помогать в этом вопросе. Несмотря на это, они все равно не помогают женщинам, потому что процесс социализации устроен таким образом, что мужчина не приобретает ни стремления, ни навыков заботы о ребенке. Наши с коллегами исследования показывают, что мужчины в селе не могут в полной мере описать словами, что они делают на повседневной основе с детьми. В основном они готовы описать свою профессию и их личное подсобное хозяйство.
В собственном доме в условиях российского села женщине достаточно трудно жить без мужчины, так как на нее ложатся все вопросы ремонта и содержания имущества. Сейчас можно газифицировать дом, провести коммуникации, нанять работников, но для всего этого необходимо иметь достаточные доходы, которыми многие в селе не располагают. В целом сельчанки чаще сталкиваются с бедностью, так как в сельской местности уровень безработицы выше, а зарплаты ниже, чем в городе.
Недоступность образования и медпомощи
Кроме гендерного неравенства на рынке труда и в домашнем хозяйстве, сельские женщины испытывают неудобства из-за большой отдаленности аптек, магазинов, культурных учреждений, а также недоступности медицинских услуг и дошкольного и школьного образования: с начала 2000-х происходит достаточно резкое сокращение медицинской и образовательной сети государственных учреждений в первую очередь за счет сельской местности.
Невозможность обратиться к квалифицированным специалистам сказывается на здоровье женщин. Так, у сельчанок чаще, чем у городских жительниц, встречается первичное бесплодие из-за несвоевременности оказания качественной медицинской помощи при гинекологических заболеваниях. По этой же причине материнская смертность сельского населения в стране превышает таковые показатели у горожан. Однако женщины в селе живут дольше, чем мужчины, потому что не демонстрируют рисковых сценариев поведения (это в первую очередь употребление алкоголя и драки впоследствии) и в целом более внимательны к своему здоровью. По этой причине в селе наблюдается резкая диспропорция мужчин и женщин в пенсионном возрасте.
Транспортная доступность многих сел, которая могла бы помочь решить проблему отсутствия многих необходимых услуг, снизилась в связи с муниципальными реформами: половина сел в России не имеют регулярного автобусного сообщения. Причем поселения могут находиться в 40 км от ближайшего крупного населенного пункта и не иметь автобусного сообщения.
Можно ли изменить ситуацию
В итоге оказывается, что сельские женщины по сравнению с горожанками менее образованны, и у них меньше шансов занять руководящую должность. Они беднее, большинству из них недоступны многие государственные сервисы из-за оптимизации социальной инфраструктуры и ухудшения транспортной инфраструктуры. Они более зависимы от мужчин в ведении хозяйства и в вопросах выживания, при этом, как пишут Наталья Римашевская, Елена Медведева и Сергей Крошилин в статье 2016 года «Проблемы домашнего насилия в молодых семьях», чаще, чем горожанки, переживают семейное насилие. Зависимое положение женщин закрепляется консервативностью сельского сообщества, в котором все связаны друг с другом кровными и соседскими отношениями. Однако сельские женщины в целом менее склонны видеть гендерное неравенство: феминизм пока так и не добрался до сел, где женщинам приходится больше думать о повседневных рабочих и домашних проблемах.
Женщины все чаще осознают трудности жизни в селе и отправляют своих детей в города. Исследователи пишут о значительном оттоке молодых сельчан, который невидим для государства из-за особенностей миграционного учета. До 30% официально числящегося в сельской местности населения не живет там, отмечает ведущий сотрудник Института демографии имени А.Г. Вишневского Никита Мкртчян в статье 2019 года «Миграция в сельской местности России: территориальные различия». В первую очередь это касается людей в возрасте 20–40 лет.
Вероятно, сегодня в России только меры государственной политики могут способствовать выравниванию гендерного неравенства в селе. Например, увеличение доступа женщин к различным государственным медицинским и образовательным услугам может способствовать тому, что они станут чувствовать себя более самостоятельными. У женщин должно быть больше ресурсов, чтобы у них не было необходимости опираться на мужчин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции