Сила огня и металла: как женщины работают в кузнице и почему не боятся тяжелого труда
Из подмастерья в мастера
Профессия кузнеца считается типично мужской. Она предполагает физические нагрузки и требует выносливость — приходится проводить много времени в жаркой кузнице без окон. Женщин в этой сфере до сих пор мало. Официальной статистики нет, потому что кузница — это, как правило, маленький семейный бизнес.
Именно так в эту профессию чаще всего попадают женщины — помогают родственнику-кузнецу (например, мужу), создают дизайн изделий и организуют их продвижение. Это не всегда самостоятельная ковка — скорее, роль подмастерья.
Кто-то увлекается кузнечным делом по воле случая, изначально не имея к нему отношения. К примеру, Ангелина Аргани Аргани в подростковом возрасте увидела процесс работы с металлом на историческом фестивале и так вдохновилась, что пошла за практическим опытом в кузницу.
Алена Киселева из города Иваново получила профильное образование по специальности «художественная обработка металлов». После вуза год проектировала домовые трубы, но поняла, что это скучно: «Меня всегда тянуло к большим формам, и в 2016 году я решилась на свое творчество. Сняла гараж, сварила горн, купила наковальню и молотки и начала создавать свои первые изделия, — рассказывает она. — То, что это не женская профессия, совсем не пугало. У меня вообще никогда в голове не было деления на что-то женское и мужское, страха рисков. Спасибо родителям-альпинистам, которые много лет ходили в походы. Физические нагрузки в нашей семье всегда были в почете». Быть кузнецом она не училась — ей интересно во всем разбираться самой.
Татьяна Камаева, наоборот, потомственный кузнец. Все детство она наблюдала, как отец и братья трудились в кузнице, это и вдохновило однажды попробовать самой. «Я хотела понять, каково это — из холодного бездушного металла сотворить что-то красивое, интересное, функциональное. Дело было еще в студенческие годы, папа уехал в командировку, кузница была свободна для творчества. Я попробовала, и вот уже почти 20 лет верна кузнечному делу», — вспоминает Татьяна. Ее первыми клиентами стали друзья и знакомые, которые хотели увидеть вживую, как создаются изделия из металла. Девушка стала приглашать людей в кузницу на мастер-классы, а потом сработало сарафанное радио. Чтобы учиться у более опытных коллег, Камаева начала ездить на фестивали мастеров.
Правда, кузнечному ремеслу Татьяна уделяет лишь время, свободное от основной работы. По образованию она педагог, все будние дни трудится воспитателем в детском саду. Лишь по вечерам и выходным зажигает огонь и берет в руки молот.
В косынке с косичкой
«Однажды какой-то мужчина написал в интернете, что я не сама делаю свои изделия. На это у меня есть ответ: я лично провожу мастер-классы на фестивалях, и по роликам из мастерской видно, что я работаю там одна», — говорит Алена Киселева.
«В продвижении себя как ремесленника мой пол одновременно и помогает, и мешает. С одной стороны, я выделяюсь из общей массы, легко запоминаюсь. Минус в том, что люди часто принимают меня за рекламный ход, красивую картинку, и думают, что сама я не работаю, только фотографируюсь, а за меня трудятся некие мужчины. Иногда это несправедливое отношение морально угнетает», — рассуждает Ангелина Аргани Аргани.
Коллеги-мужчины, которые видят ее в деле, относятся к ней с уважением. «Другие кузнецы поначалу настроены скептически, некоторые не верят, экзаменуют меня, задают профильные вопросы, пытаясь подловить. Но при личном общении все все понимают и начинают воспринимать меня на равных. Есть и завистники — мужчины, которых я оскорбляю своим существованием. Но они не выходят за пределы интернета, максимум оставляют злобные комментарии в соцсетях», — делится кузнец.
Татьяна Камаева говорит, что чаще сталкивается с недоверием не со стороны коллег, а со стороны клиентов: «Записываясь по телефону, они принимают меня за помощницу, и лишь придя в кузницу, понимают, что я и есть кузнец, буду проводить им мастер-класс. Люди ожидали увидеть широкоплечего бородатого мужчину, а их встречает миниатюрная хрупкая девушка, которая так же работает всеми инструментами — в какие-то моменты даже лучше мужчин», — говорит Татьяна.
«Освоение кузнечного ремесла — это ежедневная монотонная, нередко скучная работа. Женщины обычно более сдержанны, осмотрительны и не рубят с плеча, что помогает избежать многих ошибок и травм, — объясняет Ангелина. — Ко мне все недоверие пропадает, едва люди видят меня в деле. Но случайно встретив меня на улице, человек никогда не отгадает мою профессию. Даже подписчики и клиенты не всегда узнают меня в реальности, потому что на профильных оружейных мероприятиях я всегда с макияжем, прической и в платье, а в мастерской — в грязной робе, косынке и с косичкой».
Тяжелая работа
«Я очень чистоплотный человек, но в кузнице не замараться невозможно. Впрочем, удовольствие от созидания, красота раскаленной стали и сверкающих искр с лихвой перекрывают все сложности», — признается Ангелина.
Помимо неизбежной грязи, в кузнице мастеров часто ждут ожоги, порезы, сточенные на абразивах пальцы, брызги окалины от болгарки, прилетающие в глаза и на кожу. Татьяна Камаева вспоминает, что особенно трудно было вначале, когда она только осваивала профессию и плохо понимала, куда летят искры.
«Один раз мне наковальня весом 95 кг чуть на ногу не упала. Я была в валенках, они просто сложились гармошку и спасли меня», — говорит Алена.
Ангелина вспоминает, как промахнулась тяжелым молотом, попала по наковальне вместо заготовки, молот отскочил и ударил девушку по лицу. Получился фонарь под глазом. А однажды она, будучи сильно уставшей, выронила из клещей почти готовый раскаленный топор и не успела отскочить: «Топор лезвием воткнулся мне в ногу, и я получила одновременно рану, ожог и синяк от удара. Зато такие раны сразу обеззараживаются, как в Средневековье, когда их прижигали каленым железом».
Гораздо сильнее она переживает за свои изделия. На пару сотен топоров один неизбежно получится с браком, его придется ремонтировать или изготавливать сначала. «Чувство тревоги со мной постоянно. Ошибаться нельзя, ведь спрос с меня двойной, потому что я женщина. Часть людей буквально ждет, когда я налажаю, чтобы сказать: «Не женское это дело!» — рассуждает Аргани.
Она считает, что у нее есть врожденные особенности, которые помогают в профессии: ее отец — индеец аймара из Боливии. «Этот народ обитает в высокогорьях Анд в очень суровом климате, в условиях недостатка кислорода, бедной почвы. Я унаследовала от него адаптивные черты: коренастое телосложение, выносливость, увеличенные легкие и, можно сказать, генетическую склонность к монотонному и тяжелому физическому труду. Ведь традиционные индейцы (в том числе женщины) всю жизнь проводят за тяжелой работой, чтобы выжить: сельское хозяйство, изготовление одежды, адский труд в шахтах и на стройках», — говорит кузнец.
Свой отпечаток на тела кузнецов накладывает и сама работа — они в целом склонны к проблемам со спиной, суставами и органами дыхания. Отсрочить их можно физкультурой и здоровым образом жизни. А вот маникюр становится чем-то невозможным.
Цветы и топоры
Ангелина Аргани Аргани начинала с ковки украшений, цветов, сувениров и простых ножей, а сейчас кует топоры, причем часто воссоздает исторические образцы. «Именно топоры подарили абсолютное счастье созидания — когда делаешь с нуля инструмент, с помощью которого можно соорудить в походе костер, построить убежище, изготовлять из дерева различные инструменты и посуду». В узкой нише ее изделия пользуются спросом: «В целом я зарабатываю больше, чем другие изготовители топоров и инструментов в найме, однако я должна сама обеспечивать существование свой мастерской, инструменты и расходные материалы. Плюс, у меня не может быть оплачиваемого отпуска или больничного».
У кузнеца иногда вообще пропадает чувство времени, ведь окон в кузнице нет. Мастерица может прийти туда, когда на улице еще темно, и уйти следующим утром, когда уже рассвет.
Алена Киселева начинала с миниатюрных изделий, потом варила металлоконструкции (например, ворота высотой 2,5 м), затем перешла на художественную скульптуру. Сейчас мастерица получает патент на собственное изобретение — сферофон. «Это металлическая сфера, украшающая столбы у кованых заборов. Я дала ей новую жизнь в виде музыкального инструмента: в верхней части сферы есть прорези в виде лепестков. Прикасаешься к ним палочками, и звучит красивая мелодия. Мне нравится, что я в буквальном смысле придала металлу голос», — говорит кузнец.
А Алена Киселева вспоминает, как однажды к ней обратился мужчина с заказом на ограду для могилы своей покойной жены. «Раньше я никогда не делала подобные вещи и в целом не планировала за них браться. Но согласилась, потому что человек пришел именно ко мне с особыми мыслями. Ограда получилась очень красивая. Это было важное изделие и для заказчика, и для меня», — говорит художница по металлу.