«Супримс» у «Шведского стола» Эрла»: честная трагикомедия о женской дружбе
Три закадычные подруги Одетт (Онжаню Эллис), Кларисса (Узо Адуба) и Барбара Джин (Санаа Лэтэн) из небольшого американского городка свято чтут традицию: регулярно собираются в забегаловке, которой владеет добродушный Эрл (Энтони Уинтерс), чтобы пропустить по молочному коктейлю и обсудить наболевшее. Смерти близких, разлад в браке или тяжелый диагноз — переживать трагические события помогает взаимная поддержка. Теперь Одетт, Кларисса и Барбара Джин оглядываются на свое прошлое и размышляют о травмах и ошибках молодости и их последствиях.
Трагикомедия «Супримс» у «Шведского стола» Эрла» («The Supremes at Earl's All-You-Can-Eat» в оригинале) поставлена по одноименному бестселлеру Эдварда Келси Мура, который вышел в 2013 году. Жизнеутверждающий роман о дружбе, пронесенной сквозь года, покорил читателей идеальным сочетанием драмы и юмора. Кроме того, литературные критики хвалили книгу за непринужденное перемещение между разными временными пластами: истории бесстрашной Одетт, перфекционистки Клариссы и беспокойной Барбары Джин тесно переплетаются еще в 1960-х, а кульминации достигают в конце 1990-х. Название книги — сочетание наименования закусочной, где подруги собирались еще в старшей школе, и прозвища, которое им дали жители городка: энергичную троицу часто сравнивали с музыкальной группой The Supremes (в 1960-х в ней пела Дайана Росс).
Роман воспевал дух сестринства и в очередной раз доказывал, что вместе женщины могут преодолеть самые тяжелые обстоятельства (взросление в дисфункциональной семье, травля на почве расизма, измены в браке — лишь часть проблем, с которыми пришлось столкнуться героиням). К этому добавлялся антиэйджистский посыл: средний возраст для женщины — не конец юности, а начало возрождения. К своим 50-ти Одетт, Кларисса и Барбара Джин научились ценить себя и перестали бояться крутых перемен, будь то развод или переезд в другой штат с целью построить карьеру с нуля.
Экранизация этого воодушевляющего произведения была лишь вопросом времени.
Адаптацией «Супримс» для стриминга Hulu занялась постановщица Тина Мэбри, которая работала над драматическим сериалом «Женщины движения» (2022). Сценарий к фильму помогла написать Джина Принс-Байтвуд — создательница исторической драмы «Женщина-король» (2022) о дагомейских амазонках.
Центральный персонаж фильма — негласный лидер трио, Одетт. Мать рожала ее под сенью гигантского дерева, потому что так посоветовала местная ведьма, и героиня росла с уверенностью, что ей на роду написано быть сильной и бесстрашной. Ее смелость, пожалуй, ярче всего проявляется в сцене, где она собирается отправить в нокаут отчима Барбары Джин, который домогался падчерицы. Перед тем, как лезть в драку, Одетт снимает с себя платье — «чтобы не запачкать его кровью». За следующие десятилетия громкая, саркастичная и готовая всегда встать на защиту слабого Одетт не растеряет своих качеств, но в конце концов признает, что она не всемогущая и тоже нуждается в заботе.
В романе она обладала сверхъестественными способностями — могла общаться с призраками. В экранизации режиссер отказывается от этой мистической линии, зато усиливает трагическую — на первый план выходит борьба повзрослевшей Одетт с лимфомой. В этих обстоятельствах особенно ярко проявляют себя ее отношения с подругами: сцены, когда Кларисса и Барбара Джин аккуратно бреют Одетт налысо или держат ее за руку в больнице, оказываются красноречивее любых слов.
Арки других героинь не менее драматичны. Пианистка Кларисса, воспитанная властной матерью, с детства привыкла всем угождать и похоронила свои профессиональные амбиции в браке с эгоистичным мужем-футболистом, который никогда ее не уважал и вечно обманывал. Расцвет героини, осознавшей, что она заслуживает большего, чем бытовое рабство, материнская жертвенность и постоянные измены, — самый позитивный поворот фильма. Растерянная и печальная Барбара Джин, напротив, постоянно в трауре. В детстве она пережила жестокое обращение со стороны матери, потом рано забеременела, позже потеряла нескольких самых близких людей и теперь страдает от алкоголизма.
Несмотря на такую концентрацию драмы, взаимоотношения трех подруг на экране выглядят естественными благодаря превосходному актерскому ансамблю. Юных Одетт, Клариссу и Барбару Джин играют восходящие звезды — Кайанна Симон («Ма»), Эбигейл Ачири («Подземная железная дорога») и Тати Габриэль («Леденящие душу приключения Сабрины»). В зрелом возрасте героинь воплотили маститые актрисы Онжаню Эллис («Король Ричард»), Узо Адуба («Оранжевый — хит сезона») и Санаа Лэтэн («Любовь и баскетбол»). Великолепный каст и невероятная химия между героинями превращает «Супримс» в один из самых трогательных проектов уходящего лета. Даже излишняя слезливость некоторых сцен не портит впечатление от просмотра.
Фильм не богат на локации — действие не покидает пределов домов, кафе и фермерских хозяйств провинциального городка. Однако старательная ретро-стилизация под 1960-е и 1970-е обеспечивает картине визуальную привлекательность. Впрочем, создатели не впадают в слепую ностальгию: сцены с танцами под ретро-хиты сменяются эпизодами жестокого насилия на почве расизма.
Хотя экранизация мрачнее романа, создатели фильма все же оставляют место для абсурдистского юмора. Львиную долю комизма в череду похорон и тяжелых новостей привносит жена Эрла — Минни (харизматичная Шерри Ричардс из «Атланты»), возомнившая себя экстрасенсом. Эксцентричная героиня якобы находится на связи с духами и обрушивает на обитателей городка запутанные пророчества (и почти не лукавит). От эффектных выступлений Минни наворачиваются слезы, настолько эти моменты смешные и гротескные.
«Супримс» у «Шведского стола» Эрла» впечатляет до мелочей продуманными сюжетными линиями главных героинь и воодушевляющей историей о женской дружбе. Фильм Тины Мэбри напоминает удачный ремейк «Стальных магнолий» 2012 года, где шесть афроамериканок из провинциального городка в Луизиане вместе переживали радости и горести жизни. «Супримс» тоже рисуют честные портреты женщин, которые страдают от психологических травм и зависимостей, но не чужды сарказму. Бодрому повествованию картины, возможно, не хватает сбалансированности — действие постоянно перемещается из настоящего в прошлое и обратно, поэтому связь между событиями иногда трудно уловить. Тем не менее, «Супримс» у «Шведского стола» Эрла» — комфортное и чуткое кино о сестринстве, которому можно простить некоторые шероховатости.