«Элизабет Тейлор: Утерянные записи»: что «королева Голливуда» рассказала о себе
В 1964 году Элизабет Тейлор под запись начала давать интервью журналисту Ричарду Мертману, который собирался написать о ней книгу. На тот момент актрисе было 32 года, ее фильмография насчитывала уже порядка 30 фильмов, включая картину «Клеопатра» (1963), главная роль в которой принесла ей небывалый для Голливуда гонорар в размере $1 млн и пятое замужество — с коллегой по площадке Ричардом Бертоном. Параллельно развивалась карьера другой любимицы миллионов, Мэрилин Монро, но ее индустрия отказывалась воспринимать всерьез, отведя ей роль секс-символа. Тейлор это «проклятие» сумела преодолеть: к началу разговоров с Мертманом (который в свое время взял последнее интервью у Монро накануне ее смерти) у нее уже был «Оскар» за драматическую роль в «Баттерфилд, 8».
Однако лицо и имя Тейлор не сходили не только с афиш, но и с первых полос газет. Сама она в фильме утверждает, что застала рождение феномена «папарацци», — когда фотографы не просто подкарауливали ее везде, но даже стремились проникнуть в ее дом, выдавая себя за сантехников и прочий обслуживающий персонал. А обсуждать в ее жизни было что: Тейлор прославилась еще в детстве. Ей доводилось играть персонажей значительно старше нее — например, в фильме «Свидание с Джуди» 16-летняя Тейлор предстала в образе героини, которой по сюжету было 24 года. Она призналась, что ее первый поцелуй в реальной жизни состоялся за неделю до ее первого экранного поцелуя в этой картине. «Экранный оказался лучше», — шутила она в беседе с Мертманом.
Интервью растянулось на два десятка лет, финальная запись датируется 1985 годом — тогда вместо Мертмана откровения звезды слушал его коллега Доминик Дюнн (почему журналисты сменили друг друга, в фильме не объясняется). Жизнь Тейлор к тому моменту претерпела много изменений: она расторгла свой седьмой брак и боролась с зависимостью от болеутоляющих и снотворных. При этом в 1985 году она основала фонд борьбы со СПИДом, собиравший миллионы долларов пожертвований. И это несмотря на сильную стигму вокруг темы СПИДа и ВИЧ в обществе. «Меня так злило, что все остаются в стороне и боятся говорить об этом, хотя прямо на наших глазах разворачивалась трагедия. И тогда я сказала себе, что мне нужно перестать ждать активных действий от других и начать действовать самой», — говорит актриса в фильме Нанетт Бурштейн.
Основанный Тейлор фонд amfAR (American Foundation for AIDS Research — Американский фонд исследований СПИДа) пережил актрису. Каждый год в рамках Каннского кинофестиваля проходят званый ужин и звездный аукцион с целью сбора средств для изучения ВИЧ-инфекции и СПИДа. Сама же Тейлор в 1993-м получила за свою благотворительную деятельность премию имени Джина Хершолта, вручаемую за выдающийся вклад в дело гуманизма, — третью награду Американской киноакадемии после двух «Оскаров» (второй ей принесла роль в драме «Кто боится Вирджинии Вульф?»). Впечатляющий результат для артистки, про которую в начале карьеры говорили, что она никудышная актриса и лишь очередная голливудская красотка.
Записи для так и не опубликованной книги Ричарда Мертмана под лаконичным названием «Элизабет Тейлор» долгие годы считались утраченными и были случайно найдены лишь недавно (когда именно, неизвестно). Постановщица Нанетт Бурштейн пересобрала их в своеобразный подкаст, снабдив аудиовизуальным фоном, настоящей хроникой с участием звезды и кадрами из ее фильмов. Премьера ленты состоялась на прошедшем в мае Каннском кинофестивале, где всегда ощущается присутствие Тейлор благодаря живущему делу ее фонда.
Бурштейн не впервые работает над портретом выдающейся женщины. До этого она выпускала документальные мини-сериалы про Хиллари Клинтон («Хиллари») и про трагическую судьбу бодибилдерши Салли Макнил («Убийца Салли»). Первый рисовал портрет женщины во власти и в невероятно конкурентной борьбе за нее. Второй рассказывал историю спортсменки, обвиненной в убийстве мужа.
Картина про Элизабет Тейлор на их фоне кажется конфетно-сладкой. Актриса рассказывает про свой путь в кино, многочисленные браки и сопутствующие им пересуды в прессе (Тейлор на этот счет однажды пошутила: «По крайней мере, в моей постели оказывались только мои мужья. Кто еще может этим похвастаться?»). Вспоминает, как встречала супругов и трагически теряла (третий муж актрисы, продюсер Майкл Тодд, разбился в авиакатастрофе), уводила их из других семей (у ее четвертого мужа, Эдди Фишера, и пятого, Ричарда Бертона, на момент начала романа с актрисой были жены) и уходила сама.
Но если обычно байопики о звездах, сделанные при их активном участии, грешат субъективностью и излишней комплиментарностью, «Элизабет Тейлор: Утерянные записи» намеревается восстановить справедливость. Публичный образ актрисы был так сильно мифологизирован и искажен прессой, что фильм ставит себе целью развеять хотя бы часть слухов, предоставив Тейлор возможность прокомментировать ключевые события своей жизни от первого лица.
Авторы обходят стороной любые скандалы, но подсвечивают достижения Тейлор. Например, уже упомянутый гонорар в $1 млн за роль Клеопатры в свое время стал для Голливуда рекордным. Так много до нее не зарабатывали не только актрисы, но и актеры. Более того, за участие в фильме Тейлор также получила 10% от общих сборов. А заработала лента около $100 млн — немыслимая цифра для середины 1960-х.
Фильм Бурштейн не сообщает о Тейлор ничего нового, потому что жизнь актрисы давно стала предметом исследования кинематографистов. О ней снято немало фильмов, в том числе художественных: «Лиз: История Элизабет Тейлор» со звездой «Твин Пикс» Шерил Фенн, мелодрама «Лиз и Дик» с Линдси Лохан и драма «Бертон и Тейлор» с Хеленой Бонем Картер.
Даже один из эпизодов сериала «Секс в большом городе» посвящен актрисе. Переживавшая личную трагедию Шарлотта (Кристин Дэвис) находила утешение в истории Элизабет Тейлор. В момент отчаяния она смотрела программу об актрисе, справившейся с утратами, славой и разбитым сердцем и неизменно демонстрировавшей свою силу. На финальных титрах воодушевленная примером Шарлотта вставала с дивана, собиралась с духом и с новыми силами выходила обратно в мир. И это точнее всего описывает «эффект Элизабет Тейлор»: второй такой не было и не будет.
«Элизабет Тейлор: Утерянные записи» — мягкий и лаконичный фильм о звезде, чья история давно высечена в мраморе.