К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как художница Луиз Буржуа осмысляла травматичное детство и материнский опыт

Луиз Буржуа, Нью-Йорк 1996 (Фото Oliver Mark)
Луиз Буржуа, Нью-Йорк 1996 (Фото Oliver Mark)
В издательстве Ad Marginem выходит сборник эссе британской писательницы Рейчел Каск — Forbes Woman публикует ее статью о художнице Луиз Буржуа. В детстве у той были сложные отношения с семьей, сама она сначала долго не могла забеременеть, а потом стала многодетной матерью, так что тема родительства — одна из центральных в ее творчестве. Каково это — быть способной создать новую жизнь и при этом постоянно ощущать себя несвободной? Об этом Буржуа размышляла в своих работах

Художник — это человек, в ком не прерывалось творчество детства: как же тогда художнице стать матерью? Ведь художник — это воспринимающий, а мать — первый и основной объект восприятия, первый образ, Мадонна ранней христианской иконографии. Что произойдет, когда эти две идентичности — воспринимающий и воспринимаемый — станут единым целым? Мать-художница должна поддерживать связь с детством, с чувством свободы и безответственности, которое является условием ее творчества. А ее настоящий ребенок, станет ли он в своей свободе ее соперником; будет ли соперничать в статусе ее творения с ее искусством? 

Рейчел Каск «Ковентри»

Эти вопросы художница может задавать самой себе, но задать их своему искусству значит искать новые, публичные виды легитимности для женских способов индивидуального самопознания. В этой серии работ Луиз Буржуа исследует взаимодействие публичного и частного в женском опыте. Работая с тканью — утилитарной, личной, домашней — она переосмысляет подобное разделение и делает его реальным. Ткань выражает новую легитимность, мягкую и непрестижную, посредника между телом и миром, свидетельство женского процесса. Именно через понятие процесса следует искать легитимность, так как в органическом, эволюционном лежат источники женской власти. Женщина обладает особым знанием процесса как объединяющей характеристики всего, что может быть создано: она понимает его, потому что подвластна ему, переживает его как нечто исцеляющее и разрушительное, как здоровье и болезнь, знает, что его трансформации иногда неотличимы от деформаций. Работа «Изучение природы» (Nature Study) ставит вопрос об органической основе формы и находит в вегетативной механике роста, порождающей как цветы, так и чудовищ, одновременно угрозу и возможность. Кто или что управляет этим процессом? Что выражает изменчивость природы и откуда берется эта выразительность? В искусстве, конечно, форма неизменна, так как же тогда художнице отдаться принципу роста, лежащему в основе ее телесной жизни? Но она тоже может творить: это должна быть не капитуляция, а союз. Она может смотреться в природу, как в зеркало. Женщина излучает силу формы, обнаружив ее источник в собственном теле. Однако союз этот напряжен, нервозен, всегда под угрозой срыва. Иногда она видит рост как просто увеличение или выдавливание, неостановимое, граничащее с потерей собственного смысла. 

Луиз Буржуа, «Изучение природы»

В «Автопортрете» (Self Portrait) идея власти природы над человеческой формой вызывает опасения: женщина еще не утвердилась в союзе с процессом роста; наоборот, вся концепция личности находится под угрозой. «Я» начинается как простое, девственное, детское. Объединение в пару тоже предстает чем-то невинным и детским, взаимный нарциссизм двух различных форм. Что неоднозначно, так это творчество. Творческий процесс, утвердивший и организовавший «я» художника, разрушает «я» матери. Будучи беременной, она не может видеть свое творение; оно внутри нее; оно угрожает вытеснить ее личность, ее важность. Хорошо, тогда пусть оно будет вытеснено, изгнано. Теперь она его видит, но ее тело помнит боль и знает о своей изменчивости. При создании этой новой формы ее собственная форма была сломана. Вот они, ее работы, целые, образ не ее самой, а отца. Сама она не остается неизменной, постоянно превращается во что-то другое: она змея, паук, множество сосков свиноматки, человек с ампутированной конечностью; иногда она сливается с мужчиной или обменивается с ним качествами; иногда она просто один из увеличенных аспектов самой себя. Но это тоже процесс; она мельком появляется из него, сильная, свирепая, с волосами Медузы, лучезарная богиня. Она менее едина, более рассудительна, более красива: в конце концов, она художница, свидетельствующая о себе. 

 
«Автопортрет» 1990 год

«Хрупкое» (Fragile) предлагает другое проницательное видение тех же событий. Это комментарий о любви, тонкий и мимолетный в сравнении с драматической борьбой художницы с природой. Здесь говорит ребенок, снова и снова набрасывая материнскую форму — рисуя маму, ловкую паучиху, которая прядет и плетет. Это представления ребенка о первичном образе родителя, но его знание является и знанием матери, ее знанием собственного тела как изменчивой формы. В этих сплавленных представлениях происходит поиск развязки: может быть, сама художница сможет вернуться в детское состояние свободы и творчества через своего ребенка. И в конце концов она остается дочерью: у нее тоже есть паучиха, мама. Эта паутинообразная материнская форма представляет не только биографический интерес. Она говорит о связях семьи Буржуа с искусством ткачества, но ее сила как образа материнской двойственности также поразительна. Мать одновременно неподвижна и в постоянном движении, у нее множество конечностей, но она в заточении; она уродлива и полезна, пугающая и такая знакомая, настолько умелая, что поверх умных, занятых ног к ее эмоциональному и духовному существу прилипает какая-то беспомощность. Паучиха щедрая и производительная труженица, добытчица, но в основе своей она несвободна. Она ловит в сеть; она вышивает крошечный уголок вселенной. 

«Хрупкое» 2007 год

Художественное понятие процесса, роста и размножения как растительных форм, которым художник стремится придать мораль и смысл, переплетается в этих работах с встречным течением памяти. Процесс вспоминания утверждается здесь как основа индивидуальной личности: это, наконец, неизменность, то, что не может быть преобразовано природой. Медитативные горизонты работы «Ода реке Бьевр» (Ode à la Bièvre), реке, у которой Буржуа провела детство, отличаются геометрическим спокойствием и отстраненностью от иногда мучительных женских форм «Автопортрета» и «Хрупкого» или анархического эгоцентризма «Женщины с косоглазием» (Cross- Eyed Woman).

 

Через процесс памяти художница восстанавливает равновесие. Она высвобождается из измученного тела, становится бестелесной, возвращается к объективности. В концентрических кругах финального изображения — будто в реку бросили камешек — вновь допущено человеческое присутствие, взаимоотношения субъекта с природной формой возобновляются; но тихо, мирно, беззвучно и мимолетно, как рябь, которая смолкнет и в конце концов исчезнет, так что вскоре поверхность восстановится, будто ее никогда и не было.

Одна из работ серии «Женщины с косоглазием» 2004 год

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+