К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Бьют не по паспорту: почему скандал в женском боксе был неизбежным, но не последним

 Иман Хелиф (слева) и Анджела Карини (фото John Locher / AP / TASS)
Иман Хелиф (слева) и Анджела Карини (фото John Locher / AP / TASS)
Одна из громких и скандальных тем на Олимпийских играх в Париже стало обсуждение гендерной идентичности двух участниц боксерского турнира — Иман Хелиф из Алжира и Линь Юйтин из Китайского Тайбэя (Тайваня). Скандал в боксе начался еще в марте 2023 года, когда этих двух спортсменок отстранили от соревнования по результатам тестирования, но МОК допустил их до Игр, а уже в Париже соперницы снимались с боя против них или же отказывались пожимать руки после поражения. Forbes Sport рассказывает, в чем дело и как гендерную проблему не могут решить в спорте уже почти 90 лет

Дискуссия о том, правильно ли сделал МОК, допустив до участия в Олимпиаде боксерок, отстраненных Международной боксерской ассоциацией (IBA) в марте 2023 года из-за провала гендерных тестов, началась с отказа итальянской спортсменки продолжать бой с Иман Хелиф через 46 секунд после начала боя в 1/8 финала в категории до 66 кг.

«Меня никогда не били так сильно», — сказала Карини и отказалась пожать сопернице руку. То же самое сделала проигравшая Линь Юйтин единогласным решением судей спортсменка из Узбекистана Ситора Турдибекова, а затем и болгарка Светлана Станева. Несмотря на то, что Карини потом извинилась, а венгерка Анна Люка Хамори, также проигравшая Линь Юйтин, уже соблюла все ритуалы, бурное обсуждение случившегося было уже не остановить.

Обе спортсменки получили свою порцию хейта и буллинга в социальных сетях, а представитель МОК Марк Адамс несколько раз отвечал на болезненные вопросы на пресс-конференциях. Свое слово сказали и в IBA, поскольку именно они отстранили боксерок и дали повод думать, что эти спортсменки — не совсем женщины.

 

Вопросов, которые возникли в процессе дискуссии, много. Какого рода тест дал основания IBA отстранять спортсменок в марте 2023 года? Почему МОК допустил спортсменок до Олимпиады после этого тестирования? Являются ли Иман Хелиф и Линь Юйтин трансгендерами (ЛГБТ, экстремистское движение, запрещено в РФ), женщинами с нарушениями формирования пола (DSD), вариаций которых множество, или же просто женщинами? Какими правилами регламентируется участие женщин с DSD?

Правило хромосомы

Что касается теста, то IBA сообщила следующее: «После многочисленных жалоб от нескольких тренеров боксеры согласились на гендерное тестирование. Сбор крови был произведен 17 мая 2022 года. Лаборатория Sistem Tip из Стамбула (номер лицензии: 194-MRK) опубликовала свой отчет 24 мая 2022 года, после окончания соревнований. Лаборатория обнаружила результаты, которые не соответствовали критериям допуска к женским мероприятиям IBA. /…/ На следующем чемпионате мира по боксу среди женщин IBA 2023 в Нью-Дели Хелиф и Линь снова прошли тестирование с их согласия перед первыми боями. Сбор образцов крови был произведен 17 марта 2023 года. Доктор Лал ПатЛабс из Нью-Дели опубликовал свой отчет 23 марта 2023 года. Результаты были абсолютно идентичны результатам первого теста».

 

Какими конкретно были результаты теста и что именно исследовали в крови спортсменок, предано огласке не было. Впрочем, здесь можно сослаться на конфиденциальность информации. Однако по ходу чемпионата мира в Нью-Дели 2023 года глава ассоциации Умар Кремлев заявлял, не называя имен, что «по результатам ДНК-тестов был выявлен ряд спортсменов, которые пытались обмануть своих коллег и выдавали себя за женщин», и что «по результатам тестов было доказано, что они имеют XY-хромосомы».

IBA призналась, что с такими ситуациями в боксе они еще не сталкивались, но тут же уведомили и МОК об ее возникновении, и спортсменок о снятии с турнира, прикрепив сканы писем, адресованных Хелиф и Линь. В письмах, датированных 24 марта 2023 года, сказано, что решение о снятии с соревнований было принято согласно пункту 4.2.1 «Технических и соревновательных правил». В варианте правил от февраля 2023 года, а также в варианте от 25 марта 2023 года (датированных следующим днем после уведомления спортсменок) пункт 4.2.1 гласит: «IBA имеет право принять окончательное решение относительно допуска боксера».

Лишь в выпуске «Правил»от 3 марта 2024 года в пункте 4.2.1 сказано, что «боксеры будут соревноваться с боксерами того же пола, то есть женщины против женщин и мужчины против мужчин в соответствии с определениями настоящих Правил».

 

Мужчин и женщин новые «Правила» определяют так (причем, в февральском варианте этих определений еще нет): «Мужчина/Мальчик» означает человека с хромосомой XY. Для определения боксеры могут быть подвергнуты случайному и/или целевому гендерному тесту для подтверждения вышеизложенного, что будет служить критерием допуска по гендерному признаку для соревнований IBA» и «Женщина/девочка» означает человека с хромосомой XX. Для определения боксеры могут быть подвергнуты случайному и/или целевому гендерному тесту для подтверждения вышеизложенного, который будет служить критерием допуска по гендерному признаку для соревнований IBA».

«Голый парад» и протест против унижения

К сожалению, в спорте на протяжении почти 90 лет пытаются решить проблему участия биологических мужчин (а также женщин с DSD и, как следствие, зачастую с природно высоким уровнем тестостерона) в женских соревнованиях, но до сих пор нет единого метода регулирования.  На протяжении десятилетий предлагались разные варианты, но каждый раз наука (и адвокаты) доказывали несовершенство и несправедливость того или иного метода.

Первые скандалы случились еще в 1930-е годы и связаны с именами Доры Ратьен, Станиславы Валасевич и другими. Немецкая легкоатлетка Дора Ратьен выступала на Олимпийских играх в Берлине-1936 в прыжках в высоту, заняла там четвертое место, а спустя два года поставила мировой рекорд. Но позже выяснилось, что Ратьен — интерсекс, просто в роддоме не смогли точно определить пол и решили, что она будет девочкой. В итоге у нее отобрали все награды, отстранили, а в 1939 году Ратьен стал Генрихом. О том, что у польской легкоатлетки Станиславы Валасевич, олимпийской чемпионки Лос-Анджелеса-1932 и серебряного призера Берлина-1936, были как женские, так и мужские первичные половые признаки, стало известно только после ее смерти.

В последующие годы спортсменок с нетипичной для женщин внешностью все чаще подозревали в принадлежности к другому полу, и тогда в 1960-е, а по некоторым данным и в некоторых федерациях и раньше, ввели осмотр гинеколога. Активнее всего проверку пола внедряла Международная федерация легкой атлетики, поскольку именно в этом виде спорта было особенно большое количество спорных случаев. 

Процедуру называли «голым парадом», и для спорстменок она была довольно унизительной. Поэтому к 1968 году МОК ввел анализ на обнаружение телец Барра (Х-полового хроматина) с помощью мазка, взятого из ротовой полости. Он подтверждал наличие ХХ-хромосом, однако выяснилось, что он не может обезопасить от получения ложноположительных и ложноотрицательных результатов, а также, что фенотипическая женщина может иметь Y-хромосому, но развиваться именно как женщина, например, из-за нечувствительности к андрогенам. Особенностей полового развития может быть много. Финский генетик Альберт Де Ла Шапель утверждал, что тест как раз не выявляет женщин, которые имели бы конкурентные преимущества, а только выводит из игры фенотипических женщин с генетическими аномалиями.

 

В начале 1990-х Международная федерация легкой атлетики решила отказаться от проверки пола, однако МОК не последовал примеру и перешел на выявление с помощью теста части гена SRY, является составляющей Y-хромосомы, однако и тут выявились результаты, которые теоретически могли позволить даже мужчинам участвовать в женских соревнованиях.

Кроме того, в олимпийском движении нарастал протест против проверки пола. Если на Олимпийских играх в Барселоне 1992 года 2406 спортсменов прошли скрининг на обнаружение SRY, то к 1994 году правительство Норвегии отказало МОК  в помощи в проведении подобных тестов на Играх в Лиллехаммере, назвав их незаконными и неэтичными. Несмотря на противодействие, требование проверок было включено в контракт на проведение Игр-1996 в Атланте, но уже в 1999 году МОК одобрили рекомендацию Комиссии спортсменов МОК следовать примеру Международной федерации легкой атлетики. Гендерные тесты на Олимпийских играх перестали проводить. Но в какой-то момент мировой спорт столкнулся с проблемой большого количества сменивших пол атлетов, а на стыке 2000-х и 2010-х прогремело дело Кастер Семени.

Высокий тестостерон все равно, что большие легкие?

В конце 1970-х одна из первых трансгендерных спортсменок — теннисистка Рене Ричардс — выиграла суд и добилась права участвовать в турнирах Большого шлема, как женщина. Пока она оспаривала свои права, теннисный мир раскололся на тех, кто ее поддерживает, и тех, кто ненавидит. Одна из теннисисток тура сказала, что если бы дело было только в Рене, которой уже было более 40 лет, все бы закрыли глаза. Но всегда есть опасения, что появится кто-то моложе и сильнее.

Впрочем, судья Альфред Асьоне отверг все эти опасения под предлогом, что одной сменившей пол теннисистки слишком мало, чтобы угрожать всем спортсменкам: «Когда человек, такой как истец, успешный врач, муж и отец, считает необходимым для своего собственного психического здоровья пройти смену пола, необоснованные страхи и заблуждения ответчиков должны уступить место неопровержимым медицинским доказательствам того, что этот человек теперь является женщиной».

 

Вот только в XXI веке стало ясно, что женщины все-таки почувствовали угрозу. В 2004 году МОК выпустил довольно расплывчатые рекомендации на основе выводов своей медицинской комиссии, в которых разрешал мужчинам, сменившим пол на женский после полового созревания, участвовать в женских соревнованиях не ранее, чем через два года после процедуры, а также после прохождения гормональной терапии. В случае сомнений, МОК отдавал право соответствующему спортивному органу предпринимать необходимые шаги для определения пола участника.

Какое-то время на этом все и держалось, однако в 2009 году добавилась история Кастер Семени, которую после победы на чемпионате мира заставили пройти гендерную проверку, выявившую, что легкоатлетка является интерсексом с мужским уровнем тестостерона. Международная федерация то отстраняла ее от выступлений, то запрещала соревноваться совсем, пока она фармацевтически не подавит свой тестостерон. Семеня в разной степенью успешности проходила через суды (она заявляла о плохом самочувствии после гормонотерапии; при этом ставилась под сомнение сама этичность запрета на участие, ведь спортсменка сама ничего не предпринимала для получения конкурентного преимущества, а пользовалась своими природными преимуществами — так же, как пользуются ими обладатели большого объема легких или длинных ног), а в то же время МОК к 2015 году обновил рекомендации и для трансгендеров (содержание тестостерона не более 10 нмоль/л в течение 12 месяцев от первого соревнования), а также призвал экспертов и федерации самим разбираться с женской гиперандрогенией и другими особенностями полового развития.

Официально ответственность за принятие всех решений по этим деликатным вопросам МОК переложил на федерации в ноябре 2021 года, опубликовав «Основы справедливости, инклюзивности и отсутствия дискриминации в мировом спорте». Каждая международная федерация должна разработать свою гендерную политику и свои правила, которые максимально подходят для их вида спорта.

Как регулируется проблема в разных видах спорта

К нынешнему моменту такие правила присутствуют у менее половины федераций всех олимпийских видов спорта. Но дело Кастер Семени, случай со сменившей пол пловчихой Лией Томас, кейсы в велоспорте, когда британские гонщицы готовы были бойкотировать соревнования, участие совершившей переход тяжелоатлетки Лоррен Хаббард в Играх в Токио заставили-таки попытаться разработать какие-то критерии. В каждом виде спорта они свои.

 

В легкой атлетике World Athletics сначала снизила тестостероновый лимит до 5 нмоль/л, а в 2023 году еще более ужесточила правила — до 2,5 нмоль/л, при этом запретила участие для трансгендеров, которые совершили переход после полового созревания, независимо от их теккущего уровня тестостерона.

В стрельбе из лука, следует из документа World Archery, примерно такие же правила — 2,5 нмоль/л, а тестирование надо проходить 10 раз с минимальным шестинедельным интервалом в течение двух лет. То же самое в триатлоне, чья политика была обновлена в 2022 году.

Похожие требования выдвигает и World Aquatics (водные виды спорта) для трансгендерных спортсменов и спортсменов с DSD — переход до полового созревания и 2,5 нмоль/л, однако в августе прошлого года федерация пошла на эксперимент и запустила на этапе Кубка мира в Берлине открытую категорию на дистанциях 50 м и 100 м во всех стилях плавания, «с возможностью введения дополнительных соревнований». В этой категории могли участвовать все, кто не прошел по критериям.

Похожую инициативу выдвинула Федерация тяжелой атлетики (IWF). В сентябре 2023 года они объявили об утверждении гендерной политики, согласно которой создается отдельная категория соревнований для интерсексуалов, тех, кто «идентифицирует себя как гендер, не соответствующий полу при рождении», а также для спортсменов с особенностями полового развития (DSD). Однако на данный момент документ удален с сайте федерации.

 

Более высокие пороговые значения — до 5 нмоль/л — допускает Международная федерация тенниса (ITF). Правда, при существовании нескольких управляющих органов в теннисе, случаются противоречия. Женская теннисная ассоциация (WTA), например, допускает до 10 нмоль/л.

Такие же правила и в академической гребле: менее 5 нмоль/л в течение 12 месяцев.

Совсем не допускают трансгендерных спортсменов в женские соревнования Международный союз велосипедистов (UCI), при этом, про спортсменов с DSD ничего не сказано. А также World Rugby, где при жестких контактах слишком велик риск получения травмы для биологических женщин, правда, федерация обещает обновлять правила каждые три года на основе последних медицинских и научных данных.

ФИФА и Международная федерация стрелкового спорта на данный момент пересматривают свою политику, а Международная федерация волейбола пока ориентируется на документ от 2014 года, в котором говорится, что «проверка пола может проводиться в каждом конкретном случае, если возникнут сомнения».

 

Ничего не известно о политике федераций, отвечающих за бадминтон, баскетбол, греблю на байдарках и каноэ, конный спорт, фехтование, гольф, ​гандбол и остальные олимпийские виды спорта.

«Мы не хотим возвращаться к позору»

Тем временем, Иман Хелиф и Линь Юйтин вышли в финал боксерского турнира Олимпиады-2024. 9 августа Иман Хелиф выиграла золото. А вопрос с их уровнем тестостерона (спортсменки не являются трансгендерами, а рождены женщинами и воспитывались, как женщины) и наличием мужских хромосом не может быть урегулирован правилами руководящего органа, поскольку IBA исключена из МОК и не может заниматься организацией олимпийского боксерского турнира. Новая федерация World Boxing пока не признана МОК. Поэтому отбором на Игры, как и во время Олимпиады в Токио, занимался Международный олимпийский комитет, и он опирался на правила, существовавшие в 2021 году.

«Есть масса женщин, у которых уровень тестостерона выше, чем у мужчин. Как я уже говорил, это не стопроцентный метод определения пола. Все согласятся, что менять правила во время соревнований нельзя, и мы используем правила, действовавшие во время прошлого олимпийского турнира. Возможно, всем хочется увидеть четкое обоснование того или иного решения. Это проблема существует во всем спорте. Но по паспорту обе спортсменки являются женщинами, они родились женщинами. Что касается гендерных тестов, которые перестали проводить в 1999 году…  Я не думаю, что кто‑либо в мировом сообществе согласится с их возвращением. Я знаю нескольких спортсменов, которые проходили гендерные тесты в подростковом возрасте. Это очень позорно. К счастью, это время прошло», — сказал Адамс на одной из пресс-конференций в Париже.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+