Как писательница Мальвида фон Мейзенбуг просвещала женщин и мечтала о демократии
В 1869 году писательница Мальвида фон Мейзенбуг опубликовала в Женеве первую часть своих мемуаров «Воспоминания идеалистки». Через шесть лет появилась вторая часть, а в 1876 году — последняя, третья. Книга выдержала несколько переизданий, и в 1901-м за этот труд Мейзенбуг номинировали на первую Нобелевскую премию по литературе.
Чем были замечательны эти мемуары, о чем она писала в них? Forbes Woman рассказывает историю фон Мейзенбуг, которая занималась просвещением, планировала вместе с Ницше организовать образовательный кружок для взрослых и боролась за право женщин выбирать свой путь в жизни.
Неправильная аристократка
Мальвида фон Мейзенбуг родилась в 1816 году в Касселе, столице карликового немецкого государства Гессен-Касселя. Она была девятой из 10 детей. Ее отец состоял на службе у курфюрста и считался министром, а мать содержала салон. Однако выгодное положение в обществе не гарантировало спокойствия.
После июльской революции 1830 года, которая в Гессен-Касселе привела к конституционной реформе, курфюрст бежал из охваченного беспорядками Касселя в город Ханау, назначив своего сына регентом. Вслед за курфюрстом отправился и отец Мальвиды, за которым вскоре последовала вся семья Мейзенбуг. Им приходилось переезжать с места на место, пока мать Мальвиды не решила обосноваться в Детмольде, столице княжества Липпе-Детмольд (сейчас это территория Германии).
Мировоззрение Мальвиды с юности отличалось от взглядов родных. Например, однажды она создала кружок для помощи бедным — его участницами были девушки из высшего общества, которые собирались раз в неделю, делали небольшой взнос, а затем на общую сумму покупали ткань и шили одежду для нуждающихся. Через посещавших этот кружок дочерей пастора она ближе познакомилась с их братом — свободолюбивым Теодором Альтгаузом. Общение с ним на политические и философские темы укрепило демократические взгляды Мальвиды. Окружающие в ее присутствии старались не высказывать свои, противоположные ее мировоззрению убеждения и считали ее «врагом монархии», как она сама замечала. Как-то раз на званый обед позвали всех членов семьи, кроме Мальвиды, чем нанесли больший удар по репутации ее родителей, нежели по ней самой.
Освободить женщин и научить рабочих
Когда Теодор уехал из города ради карьеры, общение девушки с его семьей не прекратилось. С его сестрой она обсуждала в том числе борьбу женщин за свои права. Тогда из разных уголков страны все громче звучали женские голоса, обладательницы которых желали освободиться от давления со стороны семьи: они поняли, что ведение домашнего хозяйства еще не смысл жизни.
Мальвида считала, что важно изменить подход к воспитанию, позволить женщинам получать знания для обретения экономической независимости. Она еще не знала, как именно это сделать, но поставила себе цель освободить женщин от узких рамок ролей жены и матери, чтобы те впоследствии смогли воспитать поколение таких же свободных людей. А пока, чтобы удовлетворить искреннее желание делиться знаниями, Мальвида начала рассказывать обо всем, о чем сама имела представление, горничным во время их шитья. Они были рады послушать ее, однако мать девушки боялась, что та начнет пропагандировать свои идеи, и запретила дочери заниматься подобными вещами. Это стало последней каплей. «Мое положение в доме становилось с каждым днем невыносимее. Это была семейная тирания, основанная на правиле, достойном сожаления, что женщина не должна самостоятельно думать, а должна оставаться на месте, отведенном ей судьбою, все равно, погибнет ли ее индивидуальность в этих условиях или нет», — вспоминала Мальвида.
Мальвида решила, что, раз семья заставляет ее принять чуждые воззрения, ей ничего не остается, как уехать. Наилучшим местом для себя она видела Америку, где, как она считала, работающий человек не вызывает презрения. Чтобы отправиться туда, девушка составила целый план. Действовать нужно было постепенно, чтобы выбраться из-под чрезмерной опеки матери — та не была готова отпустить дочь. Эти сложные отношения двух женщин станут клеткой, из которой Мальвида постоянно будет пытаться выбраться.
В мае 1850 года в Гамбурге, который тогда был независимым городом-государством, открылась женская высшая школа. Ее основательницами также были женщины, желавшие дать ученицам образование не хуже того, что получают мужчины в университетах. Учебное заведение работало благодаря акционерам — тоже по большей части женщинам, которые, как писала Мальвида, «из собственного опыта вынесли убеждение, что жизнь должна преследовать иные цели, чем преданность другому существу».
34-летняя Мейзенбуг намеревалась сначала поступить туда на пару месяцев, чтобы мать осознала ее самостоятельность, привыкла жить в разлуке и не так болезненно восприняла ее отъезд, а затем, как и мечтала, переехать в Америку. Однако мать все равно была против, так что переезда не случилось.
В то же время Мальвида познакомилась с рабочими, которые, как и она, разделяли революционные идеи. Их вдохновлял пример французской революции 1848 года, под влиянием которой в разных частях тогдашней Германии происходили волнения. Однако Мальвида понимала, что никаких радикальных изменений не будет, пока народ остается необразованным, поэтому занялась просвещением рабочих.
Многочисленные политические ассоциации и союзы власти называли «гнойниками общества» и преследовали. Такого же мнения они были и о высшей женской школе, поэтому в апреле 1852 года ее закрыли.
На работе у Герцена и союз с Ницше
В 1852 году на пороге дома Мальвиды фон Мейзенбуг появилась полиция и немедленно приступила к обыску. Все ее письма были изъяты, в том числе то, которое она в тот момент писала друзьям в Америку. В своих мемуарах она вспоминает, как один из инспекторов, уходя, извинился за свои действия и оправдывался, что не может поступить иначе. В ответ Мейзенбуг сказала, что ей жаль человека, убеждения которого идут вразрез с рабочими обязанностями.
После обыска ей было велено явиться в полицию. Друзья переживали за нее — и не зря. Диалог с чиновником завершился намеком: Мальвиде срочно нужно было покинуть город. Фон Мейзенбуг и сама понимала, что за вторым допросом последует арест. Она быстро собрала самые необходимые вещи, а близкие помогли организовать выезд из страны. «Я еду на свободу», — записала Мальвида в своем дневнике.
Она перебралась в Лондон, где решила давать уроки немецкого языка. Друзья-эмигранты познакомили ее с писателем Александром Герценом — Мальвида восхищалась его произведением «С того берега» и желала увидеться с автором. Познакомившись и пообщавшись с ней, писатель предложил ей поселиться в его доме в качестве гувернантки, так как не хотел отдавать своих дочерей, Наталью и Ольгу, в английский пансион. С младшей, Ольгой, позже у фон Мейзенбуг установилась сильная связь, так что она даже считала ее своей дочерью. Когда в 1857-м воспитывать детей начала гражданская жена Герцена, Наталья Тучкова-Огарева, Ольга предпочла жить с фон Мейзенбуг.
В 1872 году Мальвида познакомилась с философом Фридрихом Ницше. С ним она обсуждала создание просветительского союза для того, чтобы «повести взрослых людей обоего пола к свободному развитию их духовной жизни». В 1876 году фон Мейзенбуг, Ницше, его друзья — филолог Альберт Бреннер и писатель Пауль Ре — создали интеллектуальную коммуну и поселились в одном доме в итальянском Сорренто.
Союз просуществовал лишь четыре месяца из-за расхождений во взглядах, и совместным планам по просвещению не суждено было сбыться. Ницше последним покинул союз, и его отношение к Мальвиде долгие годы менялось от дружелюбного к враждебному и обратно: философ презирал идеализм, а фон Мейзенбуг была идеалисткой. Еще в 1869 году она выпустила мемуары, которые так и назывались — «Воспоминания идеалистки». За них-то позже ее и номинировали на первую Нобелевскую премию по литературе. Ее кандидатуру предложил французский историк Габриэль Моно — муж Ольги Герцен.
Кроме того, Мальвида фон Мейзенбуг опубликовала несколько романов и статей, а также дневник. На русский язык были переведены лишь ее мемуары, причем первая попытка выпустить книгу была предпринята еще в 1871 году писательницей Марией Цебриковой, но весь тираж «Записок идеалистки. Между двумя революциями 1830–1848 гг.» был изъят и уничтожен по постановлению цензурного комитета.
Мальвида фон Мейзенбуг была не только известной писательницей и просветительницей, но и человеком, который связывал людей друг с другом. Список ее друзей не ограничивался Вагнером, Ницше, Герценом и Ре. Например, она тесно общалась с итальянским политиком Джузеппе Мадзини и французским писателем Роменом Ролланом.
После смерти Мальвиды в апреле 1903 года Роллан посвятил ей книгу и писал, что она неизменно оказывалась верным и надежным другом, сестрой и воплощением «бессмертной Антигоны» — как и героиня трагедии Софокла, фон Мейзенбуг придерживалась своего пути и была примером внутренней свободы.