Букмейт, «Редакция Елены Шубиной»
Писательница Вера Богданова говорит, что сюжет «Семи способов засолки душ» ей приснился вместе с названием, и она отложила в сторону роман, над которым работала, чтобы рассказать эту историю и задаться вопросом: куда подевались многочисленные секты, которые в 1990-е предлагали очистить ауру и указать путь к просветлению и богатству? «Семь способов засолки душ» сейчас выходит в виде аудиосериала на «Букмейте», и этот способ — по серии в неделю — на первый взгляд кажется беспощадным. Но, думается, те, кто ждет осени, чтобы купить книгу в бумаге (выйдет в «Редакции Елены Шубиной») и прочесть залпом, еще позавидуют слушателям аудио, у которых есть время перевести дух между эпизодами.
Вера Богданова, уже доказавшая романами «Павел Чжан и прочие речные твари» и «Сезон отравленных плодов», что умеет вскрывать читательские сердца без анестезии, написала мрачный психологический роман о том, где искать опору, когда тебя лишают воли, когда нет будущего, а в прошлом сплошь черные дыры.
Ника Дагаева возвращается домой в Староалтайск, где ее не было 12 лет, но в городе все равно хорошо помнят, кто она такая. Для одних — дочь великого шамана, гуру и целителя, создателя секты «Сияние». Для других — отродье психопата и насильника. Для третьих — наследница половины недвижимости города. У Ники нет иллюзий насчет покойного отца — он был садистом и манипулятором, люди оставляли в его секте деньги, волю и жизни, и Ника с детства была свидетельницей того, что там происходило. Она не понимает, как люди, у которых, в отличие от нее, нет галлюцинаций, провалов в памяти и необходимости принимать сильнейшие лекарства, не видят очевидных вещей. В Староалтайске до сих действуют странные центры, где последователи отца бьют в бубны и прочищают чакры. Сама Ника носит на запястье резинку, чтобы больно щелкать по коже, когда перестает понимать, где шуршат тараканы — за плинтусом в съемной квартире или в ее собственной голове. Она пытается бросить таблетки и вернуть себе дееспособность после 12 лет в психиатрических клиниках, а люди добровольно доверяют свои души самопровозглашенным шаманам.
Вера Богданова в семи главах не то что рассказывает, — заставляет прожить историю Ники и назначенного присматривать за ней Романа, у которого, похоже, пропала в секте любимая старшая сестра. Писательница отправляет читателя то в голову Ники, то в сознание рано повзрослевшего мальчишки, который не успел спасти самого близкого человека. От «Семи способов засолки душ» невозможно отмахнуться, прикрывшись художественной силой прозы, потому что за вымышленным «Сиянием» проступают образы популярной в 1990-е «Ашрам Шамбалы» и сотен сект-последователей. Принято говорить, что писатель не дает ответов, а ставит вопросы. Вера Богданова делает так, что читатель остается с этими неудобными вопросами жить.