«Город страха»: триллер о девочке-подростке, попавшей в экологическую секту
Старшеклассница Маззи (Сэди Синк) отправляется из Калифорнии в Берлин, чтобы временно пожить с отцом, успешным психологом Беном Монро (Эрик Бана). Тот преподает и помогает немецкой полиции в расследовании массовых самоубийств, которые связаны с загадочной сектой. Маззи тяжело переживает расставание родителей и отчаянно ищет внимания отца-трудоголика, а он посвящает все свое время работе и зарождающимся романтическим отношениям с полицейской Ниной (Сильвия Хукс). Предоставленная самой себе старшеклассница попадает в секту, но Бен Монро не замечает перемен в поведении дочери, пока не становится слишком поздно.
В основе триллера «Город страха» лежит остросюжетный роман «Токио» Николаса Хогга. В вольной адаптации детектива Джордан Скотт решила сфокусироваться на изображении деструктивного культа через историю проблемной девочки-подростка, а расследование массовых самоубийств сделала второстепенным сюжетом.
Скотт не впервые показывает изолированные сообщества через преимущественно женскую оптику. В провокационной драме «Трещины» (2009) по одноименному роману Шилы Кохлер режиссер изучала динамику власти в отношениях учениц элитной школы-интерната с эксцентричной преподавательницей в исполнении Евы Грин. В этом фильме воспитанницы закрытого пансиона боготворили учительницу, несмотря на все сильнее проявляющуюся темную сторону ее личности. «Трещины» оказались для Джордан Скотт достойной пробой пера, но тогда в работе над сценарием ей помогали и другие авторы. «Город страха» можно считать ее первым полностью самостоятельным детищем.
Как и в «Трещинах», в новой картине Скотт лучше всего удается репрезентация женских персонажей. Триллером заправляет звезда «Очень странных дел» Сэди Синк, которая перетягивает на себя львиную долю внимания. Актриса привыкла играть бунтующих старшеклассниц («Улица страха. Часть 2: 1978», «Кит»), поэтому в роли 16-летней Маззи она смотрится более чем органично. За трансформацией девочки-подростка, попавшей под дурное влияние, наблюдать в разы интереснее, чем слушать рассуждения ее отца об опасности сект.
В «Городе страха» подробно объясняется, почему героиня становится легкой мишенью: она везде чувствует себя чужой и лишней. Мать с радостью выпроваживает Маззи, чтобы заняться личной жизнью, отец даже не встречает в аэропорту, а в новой школе ее принимают за аутсайдера. Неудивительно, что неприкаянная девочка так легко сходится с дружелюбным Маркусом (Йонас Дасслер), который приглашает ее на собрание группы единомышленников, обеспокоенных экологическими проблемами. А там у подростка, чувствующего вину за развод родителей, появляется надежда стать частью чего-то большего и образец для подражания в лице лидера активистов Хильмы (София Ройз из «Быстрого словарика любви»).
Скотт явно стремится к тому, чтобы «Город страха» выделялся среди других фильмов про опасные культы, поэтому обращается не к религиозным мотивам, а к актуальной повестке. Но это решение кажется спорным: на фоне разворачивающегося в реальности климатического кризиса Скотт то ли критикует, то ли высмеивает эко-активистов, однако ей явно не хватает смелости и креативности, чтобы создать сатиру на современное общество, как это вышло у Джессики Хауснер в «Клубе Зеро» (2023) о другом культе — осознанного питания.
Главная интрига «Города страха» — сможет ли психолог Бен Монро спасти дочь или все-таки опоздает, но многие сюжетные повороты фильма легко предсказать. Лента Скотт проваливается не только как детективный триллер, но и как драма об отношениях отца и дочери: проблематика лежит на поверхности, а психологизм написан крупными мазками.
В кино сюжеты о женском взрослении и поиске себя нередко рассматриваются через опыт выживания в деструктивном культе. В хорроре Дарио Ардженто «Суспирия» (1977) американская танцовщица Сюзи, поступившая в балетную академию в Берлине, бросала вызов ведьмам, чтобы обрести внутреннюю свободу. В основанной на реальных событиях драме «Так сказал Чарли» (2018) три самые верные последовательницы секты «Семья», устроившей массовое убийство в 1969 году, прошли путь от полного подчинения лидеру Чарльзу Мэнсону до осознания своей нездоровой зависимости от него. Режиссер Мэри Хэррон увидела в них не только безжалостных убийц, но также жертв насилия и манипуляций. Фольклорный хоррор «Солнцестояние» (2019) Ари Астера и вовсе преподнес болезненное знакомство американской девушки с нравами шведской деревни, где сохранился языческий культ как процесс освобождения от травм прошлого.
У «Города страха» был потенциал для того, чтобы стать социальной драмой, но фильм его не реализовал. Эмоциональная роль Сэди Синк теряется в сыром повествовании, которое не может похвастаться изобретательным подходом к жанру триллера. Возможно, если бы Джордан Скотт не стремилась охватить все темы сразу, а сосредоточилась на семейной драме, это спасло бы ее перспективную ленту.