3 февраля 1625 года во Флоренции прошла премьера оперы «Освобождение Руджеро с острова Альчины». Считается, что это первая опера, написанная женщиной, или, по крайней мере, самая ранняя из сохранившихся опер женщин-композиторов.
Франческа Каччини была дочерью итальянского композитора Джулио Каччини, который к моменту ее рождения уже был одним из самых известных певцов и преподавателей вокала своего поколения. Джулио поощрял музыкальный талант девочки, и к 20 годам она владела игрой как минимум на пяти инструментах, прекрасно пела и сочиняла музыку. Оперное будущее Франчески как будто было предопределено судьбой: в возрасте 13 лет она пела женские и хоровые партии в опере «Эвридика» — самой ранней из дошедших до нашего времени. «Эвридику» Джулио Каччини написал в соавторстве с Якопо Пери.
Способности Франчески высоко оценили при дворе Медичи, где работал Джулио, и в какой-то момент она даже стала самым высокооплачиваемым музыкантом королевской семьи. Итальянский композитор Клаудио Монтеверди тоже отмечал ее талант: «Во Флоренции [я слышал], как дочь синьора Джулио ... очень хорошо поет и играет на лютне, гитаре и клавесине».
Также Франческа написала сотни песен и дуэтов, но сохранились лишь 36 из них. За семь лет до премьеры своей первой оперы она опубликовала сборник песен «Первая книга музыки». А еще раньше писала музыку для многочисленных придворных развлечений, например, карнавалов или знаменательных событий в жизни ее покровителей.
Женщинам эпохи Возрождения разрешалось заниматься музыкой, но скорее в качестве хобби — для домашнего музицирования. Публичное исполнение или публикация музыки, написанной женщиной, были исключением из правил. Поэтому пример Франчески Каччини, которой удалось не только опубликовать свои произведения, но и добиться высокого положения в качестве придворного музыканта и педагога, считается одним из самых ярких примеров успешной карьеры женщины в музыке до XIX века.