Рак и бесплодие: почему материнство возможно даже после химиотерапии
В последние годы рак молодеет — онкологические заболевания все чаще выявляют у женщин в возрасте 20–39 лет. Это связано с совершенствованием диагностических методов: современные технологии позволяют обнаружить болезнь на ранних стадиях и провести эффективное лечение. После завершения терапии женщины возвращаются к полноценной жизни. В том числе могут планировать рождение детей.
Зачем идти к репродуктологу при онкодиагнозе
Методы лечения онкологических заболеваний несут риски снижения фертильности женщины. При хирургическом методе, например, может быть удалена матка или яичники. Во время лучевой терапии на организм воздействуют излучением, убивающим раковые клетки, но вместе с опухолью оно затрагивает и здоровые органы, ответственные за вынашивание ребенка и созревание яйцеклетки. Наконец, женщине может быть проведена химиотерапия — воздействие на опухоль лекарственными препаратами. Но эти препараты часто обладают гонадотоксичным действием, т. е. негативно влияют на яичники, которые после завершения лечения могут так и не восстановить свою функцию.
После завершения лечения и достижения стойкой ремиссии заболевания онкологи рекомендуют не планировать естественную беременность от шести месяцев до нескольких лет. Если в течение года зачатия не происходит, это может указывать на бесплодие.
Чтобы пациентка могла стать матерью после выздоровления, необходимо принять меры, когда диагноз уже поставлен, но лечение онкологического заболевания еще не началось.
Информированность пациентов и врачей о возможностях репродуктивной медицины, к сожалению, остается очень низкой. Онколог далеко не всегда обсуждает с пациенткой ее репродуктивные планы, на первом месте, конечно, стоит лечение основного заболевания. Но чем раньше пациентка обратится к репродуктологу, тем больше времени и возможностей у нее будет для сохранения фертильности.
«Мне было 26,5 лет, когда мне диагностировали рак груди. Это была 3b стадия, с метастазами в подмышечных лимфоузлах, — рассказывает Дарья, одна из пациенток, прошедших процедуру заморозки яйцеклеток в НМИЦ АГП им. В. И. Кулакова. — На момент постановки диагноза детей у меня не было. Был молодой человек, с которым мы встречались полтора года. Забавно, но за месяц до того, как я узнала, что у меня рак, мы путешествовали с моими родителями, и я говорила, что не хочу детей до 30. А потом врач, которая сообщала мне о диагнозе и отвечала на вопросы, сказала, что вообще не рекомендует тем, у кого онкологический диагноз, иметь детей. Это был очень тяжелый момент. Позже, уже от другого врача, я узнала о возможности заморозки яйцеклетки».
Женщина до начала лечения может заморозить ткань яичника, яйцеклетки или эмбрионы. Если после лечения не получится забеременеть естественным способом, пациентка сможет использовать замороженную ткань яичника, яйцеклетки или эмбрионы. В 2020 году Европейская ассоциация репродуктологов ESHRE представила результаты 20-летнего исследования: оно показало, что каждая шестая пациентка, которая провела одну из этих процедур, в будущем использовала сохраненные материалы для того, чтобы стать матерью.
Как проходит процедура
Чтобы заморозить яйцеклетку, ее нужно извлечь из организма. Можно дождаться созревания фолликула в естественном цикле — такой путь выбирают, когда у пациентки до начала лечения остается один или несколько менструальных циклов. При отсутствии противопоказаний можно провести стимуляцию яичников для получения нескольких яйцеклеток. В среднем на это требуется около месяца.
Но обычно лечение онкологического заболевания рекомендуется начинать как можно быстрее, и в таком случае ждать естественного созревания клетки невозможно. Впрочем, даже если до начала лечения остается одна-две недели, все равно есть смысл проконсультироваться со специалистом. Современные подходы позволяют извлечь яйцеклетку без привязки к фазе цикла.
«Процесс был сложный — мы делали стимуляцию, каждый день с перерывом в 12 часов мне нужно было делать укол, — делится своим опытом Дарья. — Я тогда училась в Калифорнии, у меня там были вещи. Нужно было слетать их забрать — один из уколов пришелся прямо на полет. Я делала его прямо в салоне, в кресле за шторкой».
При этом гормональная стимуляция, которую проводят, чтобы ускорить созревание яйцеклеток, может иметь негативные последствия для чувствительных к гормонам опухолей. Например, опухоли молочных желез чувствительны к эстрогенам. В таком случае на помощь репродуктологам приходят протоколы с добавлением антиэстрогенов.
Но даже если пациентке противопоказано любое лекарственное воздействие, современные технологии позволяют получить эмбрионы из незрелых яйцеклеток. После пункции такие клетки дозревают в пробирке, после чего их замораживают или оплодотворяют. Программа работы с незрелыми клетками называется IVM (in vitro maturation). Нужно сказать, что данная технология проводится не в каждой клинике вспомогательных репродуктивных технологий, но найти такую все же возможно.
Наконец, врачи могут сохранить ткань яичника, если он не поражен опухолью. Фрагмент яичника замораживают до начала лечения основного заболевания, а после завершения лечения возвращают в организм женщины для получения яйцеклеток. К сожалению, данную процедуру нельзя провести, если рак затронул именно яичники.
Эмбрион или яйцеклетка?
Заморозка бластоцисты (эмбриона на стадии до имплантации в стенку матки) — лучшая возможность и самый высокий шанс на благополучную беременность в дальнейшем. Дело в том, что яйцеклетка — достаточно хрупкая структура, состоящая из большого количества жидкости. Она хуже переносит заморозку, чем эмбрион, который состоит из множества клеток. Кроме того, перед заморозкой врачи могут проверить генетическое здоровье эмбриона, в результате чего женщина будет уверена, что имеет на шанс на рождение потенциально здорового малыша.
Но не всегда заморозить эмбрионы возможно в силу жизненных обстоятельств: например, если у женщины нет партнера, с которым они планируют рождение детей.
«Самым тяжелым моментом был выбор, перед которым меня поставили сразу после извлечения клеток, когда я отошла от наркоза. Мне сообщили, что клеток получилось меньше, чем ожидали врачи, поэтому они рекомендуют не сохранять сами клетки, а сделать из всех эмбрионы, — рассказывает Дарья. — Изначально мы планировали оплодотворить половину клеток, а половину — сохранить именно клетками. Мне было 26 лет, я не была уверена в будущих планах, не так долго была вместе с партнером. Я очень рада тому, как тогда отреагировала — мне было страшно, но я настояла, чтобы мы придерживались изначального плана: оплодотворили только половину клеток».
Иногда сами врачи рекомендуют заморозить и эмбрионы, и яйцеклетки. В любом случае, сохранение биоматериала до начала лечения помогает сохранить фертильность. После восстановления организма и достижения стойкой ремиссии пациентка, прошедшая тяжелый этап лечения онкологического заболевания, может планировать беременность — точно так же, как любая другая женщина.
Семья
«С момента заморозки прошло уже шесть лет. У меня есть ощущение спокойствия, уверенности в будущем, — говорит Дарья. — И я рада, что сохранила не только эмбрионы, но и сами клетки, потому что с молодым человеком мы в итоге расстались».
Так бывает: диагноз «рак» затрагивает не только пациентов, но и близких. Семья пациента сталкивается с ощущением опасности, часто им не хватает сил бороться со страхами — это естественно. Некоторые пары становятся только крепче во время диагностики и лечения. В других связь между партнерами ослабевает.
Какими бы ни были репродуктивные и матримониальные планы женщины, следующие советы могут быть полезными любой пациентке — они помогут сохранить близость не только с партнером, но и с другими родственниками.
Поговорите о поддержке
Люди по-разному выражают свои чувства. Одни говорят о них прямо и много. Другие предпочитают уйти в себя, выразить свое сочувствие и заботу через конкретную помощь. Это может стать источником напряжения между партнерами.
Иногда полезно себе напоминать, что если вас не поддерживают так, как вы ожидаете, это не всегда означает, что вас не поддерживают вовсе. Обязательно поговорите с партнером о том, какая поддержка вам нужна.
Помогайте и принимайте помощь
Чтобы сохранить близость, включите партнера или родственника в процесс обсуждения лечения и принятия решений. Вы можете вместе ходить к врачу, выяснять информацию о лечении, побочных эффектах, прогнозах течения болезни. Это поможет вам справляться с неизвестностью, строить планы на ближайшее время — с учетом заболевания.
Возможно, вы всегда были лидером: выполняли большую часть работы, принимали решения, поддерживали супруга в сложные времена. Позвольте партнеру или просто близкому человеку брать больше ответственности за семью и проявлять заботу о вас. В свою очередь, не переставайте поддерживать своего близкого. Простая искренняя благодарность за помощь придает сил.
Говорите о чувствах
Может показаться, что период лечения — не лучшее время для обсуждения чувств. Но чтобы пройти через рак и его лечение в паре или семье, лучше проговаривать их, не откладывать разговор до лучших времен. Если вас что-то тревожит, можно сказать: «Я понимаю, что мы не можем решить что-то прямо сейчас. Давай просто поговорим о том, что между нами происходит. Я чувствую вот что, а что чувствуешь ты?»
Важно разрешить себе и окружающим вас людям испытывать эмоции. Признание и принятие своих чувств помогает справиться с ними и двигаться дальше.
Устраивайте теплые встречи
Прогуляйтесь вдвоем, зайдите в ближайшую кофейню, посмотрите фильм или семейные фото. Время наедине поможет укрепить вашу связь и отвлечься от переживаний, связанных с диагнозом.
Присоединитесь к сообществу поддержки
Ищите сообщества или группы поддержки, где женщина и ее партнер могут общаться с людьми, проходящими через похожие ситуации, и получать дополнительную поддержку и понимание. Такое сообщество есть в «Онкологике» — работает канал «Следуй за мной», где можно пообщаться с теми, кто попал в такую же ситуацию, и поговорить с врачами.