К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Серый кардинал немого кино: как сценаристка Джун Мэтис покорила Голливуд

Джун Мэтис (Фото DR)
Джун Мэтис (Фото DR)
Век назад Джун Мэтис была одним из наиболее влиятельных деятелей Голливуда — но не кинозвездой, а сценаристкой, продюсером, директором производства. За свою недолгую жизнь она написала более сотни сценариев и оказала огромное влияние на киноиндустрию того времени. Forbes Woman рассказывает, как Джун Мэтис покорила «фабрику грез»

За кулисы Голливуда

Джун Мэтис родилась в конце 1880-х годов. В детстве она любила танцевать и разыгрывать сценки из оперетт, а в ранней юности приняла участие в нескольких бродвейских шоу, в том числе в популярном тогда водевиле «Очаровательная вдова». Однако не актерская карьера была мечтой Джун.

В 1914 году Мэтис вместе с матерью отправилась из родного Колорадо в Нью-Йорк — осваивать писательское мастерство. Там она поступила на специальные курсы и еще до того, как окончила их, приняла участие в конкурсе сценаристов. Несмотря на то, что победить в этом конкурсе ей не удалось, ее работа произвела впечатление на жюри, и Мэтис получила сразу несколько заказов на киносценарии. 

Фильм по ее первому сценарию сняли уже в 1915 году, он назывался «Дом слез». А в 1918-м Джун Мэтис переехала в Голливуд и заключила контракт со студией Metro (впоследствии Metro-Goldwyn-Mayer), где всего год спустя возглавила сценарный отдел. 

 
Рудольф и Джун на съемках фильма «Кровь и песок»

Слава пришла к Мэтис после выхода в 1921 году знаменитого фильма «Четыре всадника апокалипсиса». Она написала сценарий по мотивам романа Висенте Бласко Ибаньеса, который, в свою очередь, взял за основу библейскую книгу Откровения. Идея фильма заключалась в том, что если любовь придет на смену ненависти, закончатся беды человечества — в первую очередь, войны. «Всадники» стали одной из первых антивоенных картин. И заняли шестую строчку в списке самых кассовых лент в истории немого кино. 

Джун Мэтис не только написала сценарий, но также была назначена ответственной за производство фильма. К этому моменту она приобрела такое влияние на студии, что ей доверили выбор режиссера и приняли его, несмотря на то, что Джун предложила своего друга, начинающего кинематографиста Рекса Ингрэма. 

 

Однако главной причиной славы, которая обрушилась на Джун Мэтис после выхода «Всадников», стал выбор актера на главную роль — ее исполнил неизвестный тогда американец итальянского происхождения Рудольф Валентино. Джун увидела Валентино в эпизодической роли в киноленте «Глаза юности» и настояла, чтобы его утвердили для «Всадников», хотя руководители студии были категорически против новичка.

В итоге Джун открыла Валентино путь к большому кино и славе главного секс-символа 1920-х годов. В интервью Луэлле Парсонс он говорил о Мэтис так: «Всем, чего я достиг, я обязан ей, ее суждениям, ее советам и ее неизменному терпению и доверию ко мне». 

После такого триумфа Джун Мэтис стала готовить проекты кинолент, в которых предполагалось участие уже ставшего звездой Валентино, — например, «Шейх», «Кровь и песок», «Молодой раджа».

 

Тандем с Валентино

На съемках фильма «Покоряющая сила» Джун объединила сразу троих участников «Всадников»: режиссера Рекса Ингрэма и актеров Валентино и Элис Терри. Однако Валентино быстро поссорился с Ингрэмом, а затем вступил в конфликт и с руководством Мetro и ушел в кинокомпанию Famous Players-Lasky (сам фильм все-таки вышел). Вскоре вслед за ним туда перешла и Мэтис. А когда Валентино начал конфликтовать и там и отправился в Goldwyn Pictures, она тоже подписала контракт с этой компанией, где в 1920-м стала главным сценаристом — первой женщиной на руководящем посту в истории компании.

Писатель Аллан Элленбергер, собиравший материал для книги о Джун Мэтис, отмечал, что ее взаимоотношения с Валентино были очень нежными и прочными, у некоторых даже возникали предположения о возможном романе. Однако актриса Нита Налди, партнерша Валентино по фильму «Кровь и песок», утверждала, что Джун была для Рудольфа как мать, помогавшая ему во всем, хотя при этом оба они буквально боготворили друг друга. 

Роковым испытанием для этой дружбы стала женитьба Валентино на актрисе Наташе Рамбовой. Когда Джун Мэтис представила актеру сценарий своего нового фильма под названием «Сокол в капюшоне», он совсем не понравился ни ему, ни его жене. Супруги попросили Джун полностью переписать его. Та обиделась и разорвала все контакты с Валентино. 

Однако, когда всего через несколько месяцев после конфликта, в августе 1926 года актер скоропостижно скончался в 31 год из-за перитонита, Джун предложила похоронить его в своем склепе на кладбище Hollywood Forever — из-за многочисленных долгов Валентино его семья не имела возможности приобрести собственное место. 

Судьбоносная неудача 

Нельзя сказать, что профессиональная деятельность Джун Мэтис была сплошным успехом. Провалом для нее стал фильм «Бен Гур» по роману Лью Уоллеса «Бен-Гур: История Христа», снятый в 1925 году. Именно Джун решила снимать его в Италии, но там все пошло наперекосяк: долго не могли построить декорации, пошить костюмы, актеры были вынуждены сидеть без дела. Одними производственными проблемами на площадке дело не обошлось, случилась и трагедия: во время съемки гонок на колесницах погиб каскадер. 

 

Складывалось впечатление, что «Бен-Гур» потерпит фиаско. Чтобы спасти картину, продюсеры Metro и Goldwyn провели слияние своих компаний. Глава новой киностудии Metro-Goldwyn Луи Б. Майер заявил, что начнет работать лишь при условии увольнения Джун Мэтис, а также режиссера Чарльза Бребина и актера Джорджа Уолша. Он также потребовал переписать сценарий Джун.

Как утверждала сама Мэтис, Бребин не позволял ей вмешиваться в происходящее на съемочной площадке. А режиссеру Фреду Нибло, назначенному на место Бребина, показался блеклым собранный актерский состав: он заменил Уолша и уволил Джун, обвинив ее в неудачном кастинге актеров. Вместо нее были приглашены сценаристы Бесс Мередит и Кэри Уилсон. 

Джун с мужем (Фото DR)

Тем не менее, время, проведенное Мэтис в Риме, не было потрачено зря — именно тогда она познакомилась с итальянским кинооператором и режиссером Сильвано Бальбони. Джун вернулась в Голливуд вместе с ним и вскоре вышла за него замуж. В 1926 году Бальбони снял «Женщину в маске» — единственный фильм по сценарию Мэтис, написанному для кинокомпании United Artists, с которой она подписала контракт после неудачи «Бен-Гура». Заканчивать работу над картиной режиссеру пришлось уже после смерти своей жены.

Счастье Джун и Сильвано было недолгим. 27 июля 1927 года Мэтис вместе с матерью смотрела на Бродвее шоу «Шквал». Во время последнего акта у сценаристки случился сердечный приступ: женщина внезапно вскочила на ноги, схватилась за грудь и закричала: «Мама, я умираю!». К моменту приезда врачей она была уже мертва. Проблемы с сердцем у Джун были с самого детства. Сильвано Бальбони похоронил жену в том же склепе, где и Валентино, затем продал оставшуюся часть склепа его семье и вернулся в Италию.

 

Джун Мэтис состоялась как сценаристка и как организатор съемочного процесса, была одним из самых высокооплачиваемых руководителей Голливуда эпохи немого кино. Своим примером она опровергла миф о том, что в те времена женщина в Голливуде могла сделать успешную карьеру лишь будучи красивой актрисой.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+