К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Лучшая актриса всех времен и народов»: восемь главных ролей Анук Эме

Кадр из фильма «Сладкая жизнь»
Кадр из фильма «Сладкая жизнь»
18 июня в возрасте 92 лет умерла французская актриса Анук Эме. Она снималась у Бернардо Бертолуччи и Федерико Феллини, который после съемок «Сладкой жизни» назвал ее «лучшей актрисой всех времен и народов». Но самая известная и каноническая роль Эме — в фильме «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Вспоминаем знаковые фильмы с ее участием
«Любовники Вероны», 1949 год

«Любовники Вероны», 1949 год

Режиссер: Андре Кайат

Фильм рассказывает о двух начинающих актерах, которые снимаются в экранизации «Ромео и Джульетты» и влюбляются друг в друга. Их история переплетается с шекспировской драмой и заканчивается столь же трагически.

В титрах к этому фильму впервые появилось имя Анук Эме, хотя актриса снималась и до этого. Урожденная Николь Франсуаз Флоранс Дрейфус взяла в качестве псевдонима имя своей героини из фильма «Дом под водой» (1947). А фамилию Aimée, что в переводе с французского значит «любимая», ей посоветовал взять поэт Жак Превер, писавший сценарий «Любовников Вероны» специально для 16-летней актрисы.

Оператор Анри Алекан в своих мемуарах позже вспоминал, что во время съемок Анук Эме пришлось нырять в реку Адидже полностью обнаженной на глазах у толпы зевак, которых никто не пытался отогнать.

Через два года после итальянской премьеры фильм вышел в международный прокат. Критики сочли историю слишком слащавой, но оценили дарование Эме.

«Монпарнас-19», 1958 год

«Монпарнас-19», 1958 год

Режиссер: Жак Беккер

Анна Ахматова считала этот фильм пошлым — вероятно, ей не нравилось, как в нем был изображен Амедео Модильяни, которого она знала лично. Анук Эме же сыграла возлюбленную художника, модель и художницу Жанну Эбютерн.

Эбютерн сбегает от семьи в Ниццу, где Модильяни (Жерар Филип) пытается поправить здоровье, подорванное алкоголем и курением. Позже они возвращаются в Париж и с трудом сводят концы с концами — работы художника начинают интересовать коллекционеров только после его смерти.

В этом фильме героиня Анук Эме — поначалу всего лишь муза и любовный интерес главного героя (к тому же не единственная, к кому он неравнодушен). Ее прототип описывали как очень тихую, нежную, деликатную и застенчивую студентку из буржуазной семьи. Она — «дева в беде», которую герой пытается спасти от строгих родственников. Впрочем, в конечном счете они меняются ролями: это Жанне приходится спасать обуреваемого демонами и умирающего от туберкулеза художника. Ни экранной, ни реальной Эбютерн это не удалось. На следующий день после смерти Модильяни она выбросилась из окна, будучи беременной.

«Сладкая жизнь», 1960 год

«Сладкая жизнь», 1960 год

Режиссер: Федерико Феллини

Фильм, который считается одним из главных творений Феллини, рассказывает о семи днях и ночах из жизни известного писателя и журналиста Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни), который переживает личностный кризис и пытается разобраться в своих чувствах к Эмме (Ивонн Фурно). В первом же эпизоде Марчелло проводит ночь с богатой наследницей Маддаленой — ее роль как раз исполнила Анук Эме.

Хрупкая Эме играет у Феллини хищницу, которая носит маленькое черное платье и темные очки даже ночью (этот образ произвел впечатление на молодую Патти Смит, которая пыталась подражать Эме). Она — воплощение той самой сладкой жизни, которую ведет и от которой в конце концов устает главный герой. Скучающая светская львица, успевшая пресытиться Римом, соблазняет Марчелло и занимается с ним любовью в квартире секс-работницы, которую подвозит на своем «кадиллаке».

Анук Эме вспоминала, что Феллини выбрал ее на эту роль, увидев ее фото в журнале. А потом позвонил и спросил: «Тебе нравится эта роль? Ты ее сыграешь? Отлично. До свидания». Но после съемок он по-настоящему оценил талант Эме.

«Лола», 1961 год

«Лола», 1961 год

Режиссер: Жак Деми

В провинциальном Нанте безработный молодой человек Ролан Кассар (Марк Мишель) случайно встречает знакомую, в которую когда-то был влюблен, — Сесиль танцует в кабаре, где ее знают под псевдонимом Лола. В нем вспыхивает прежнее чувство, но за внимание Лолы борется еще один ухажер — американский моряк, которому пора возвращаться домой. Сама же она не может перестать думать об отце своего ребенка, бросившем ее семь лет назад.

Анук Эме играет простоватую и не то чтобы талантливую артистку, но добросердечную и верную. Представитель «новой волны» Жак Деми, для которого этот фильм стал полнометражным дебютом, создал своего рода пародию на романтические мюзиклы, в которых мечты всегда сбываются. Вероятно, не все оценили тонкость его мягкого юмора — фильм получил сдержанные отзывы критиков. Тем не менее Анук Эме за роль Лолы была номинирована на премию BAFTA.

Образ танцовщицы кабаре в цилиндре и с боа — отсылка к героине Марлен Дитрих в мелодраме «Голубой ангел». В свою очередь, «Лола» стала одним из источников вдохновения для Вонг Кар-Вая при написании сценария фильма «Чунгкингский экспресс» (1994).

«Восемь с половиной», 1963 год

«Восемь с половиной», 1963 год

Режиссер: Федерико Феллини

Если в «Сладкой жизни» Анук Эме играла любовницу главного героя, то в фильме «Восемь с половиной» (оба фильма считаются вершиной творчества Феллини и часто рассматриваются как своего рода дилогия) — жену, которой изменили.

Известный режиссер Гвидо Ансельми (Марчелло Мастроянни) страдает от творческого кризиса и никак не может начать работу над научно-фантастическим фильмом, несмотря на давление продюсеров и съемочной группы. Он прячется от любовницы, ссорится с женой, погружается в воспоминания и фантазии и чуть не срывает весь проект.

Анук Эме, сыгравшая уставшую от потребительского отношения женщину, вспоминала, что реальные съемки у Феллини были не менее хаотичными: «Первая неделя была ужасной. Я была напугана. Я ничего не поняла. Но он волшебник». Но уверяла, что ради Феллини была готова на что угодно: «Я даже подстригла для него ресницы в «8½».

«Мужчина и женщина», 1966 год

«Мужчина и женщина», 1966 год

Режиссер: Клод Лелуш

Анна Готье (Эме) — вдова каскадера, Жан-Луи Дюрок (Жан-Луи Трентиньян) — профессиональный автогонщик, чья жена покончила с собой. Они знакомятся случайно благодаря тому, что их дети учатся в одном пансионе. Завязавшаяся между ними дружба перерастает в любовь, которую герои, все еще оплакивающие свои потери, боятся принять.

Сняться в малобюджетном фильме малоизвестного режиссера Эме — к тому времени уже звезду европейского кино — уговорил Трентиньян. Сам он, правда, признавался потом, что рядом с ней, холодной и отстраненной, ему было не по себе. Зато во время съемок в Эме влюбился сам Лелуш — впрочем, безответно: актриса уже была в отношениях со своим будущим мужем.

Фильм, снятый чуть ли не на коленке (в ход шла черно-белая и цветная пленка, съемочная группа состояла всего из семи человек, четкого сценария не было — актеры много импровизировали), критиковали за слащавый сюжет, но именно этот фильм стал культовой классикой. А отстраненность Анук Эме, так не понравившаяся ее партнеру по съемочной площадке, принесла актрисе номинацию на премию «Оскар» (она уступила награду Элизабет Тейлор).

Позже Лелуш снял два продолжения — «Мужчина и женщина: 20 лет спустя» и «Мужчина и женщина: Лучшие годы», — но они не смогли повторить успех оригинального фильма.

«Свидание», 1969 год

«Свидание», 1969 год

Режиссер: Сидни Люмет

Успех фильма «Мужчина и женщина» открыл для Анук Эме двери Голливуда, и в конце 1960-х она снялась в нескольких американских картинах.

Психологический триллер Сидни Люмета «Свидание» рассказывает о богатом адвокате из Рима по имени Федерико Фенди (Омар Шариф), который женится на манекенщице Карле (Эме), несмотря на предупреждение ее бывшего жениха о том, что она тайно занимается проституцией. Федерико постоянно следит за женой, но так и не ловит ее с поличным. Доведенная его ревностью до отчаяния, Карла кончает жизнь самоубийством.

«Прыжок в пустоту», 1980 год

«Прыжок в пустоту», 1980 год

Режиссер: Марко Беллоккьо

В 1970 году Анук Эме в четвертый раз вышла замуж — за британского актера Альберта Финни — и планировала оставить актерскую карьеру. За все 1970-е она снялась всего в двух фильмах. Но спустя восемь лет брак распался, а Эме вернулась на экран. Она снималась у Бертолуччи, снова у Лелуша — и у Марко Беллоккьо. Роль в его фильме «Прыжок в пустоту» принесла Эме награду Каннского фестиваля.

Анук Эме сыграла женщину с суицидальными наклонностями по имени Марта. Несмотря на проблемы с ментальным здоровьем, она всю жизнь заботилась о своем младшем брате Мауро (Мишель Пикколи). Тот знакомит ее с молодым актером Джованни (Микеле Плачидо), который должен убедить Марту покончить с собой, но в итоге становится ее другом. Женщина постепенно обретает уверенность в себе и автономию, что доводит ее брата до безумия.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+