«Лучшая актриса всех времен и народов»: восемь главных ролей Анук Эме
![Кадр из фильма «Сладкая жизнь»](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2024/06/wczdLhF5mths5bRJk1qlCj9Abwo-copy-6671b5631fa69.jpg)
«Любовники Вероны», 1949 год
Режиссер: Андре Кайат
Фильм рассказывает о двух начинающих актерах, которые снимаются в экранизации «Ромео и Джульетты» и влюбляются друг в друга. Их история переплетается с шекспировской драмой и заканчивается столь же трагически.
В титрах к этому фильму впервые появилось имя Анук Эме, хотя актриса снималась и до этого. Урожденная Николь Франсуаз Флоранс Дрейфус взяла в качестве псевдонима имя своей героини из фильма «Дом под водой» (1947). А фамилию Aimée, что в переводе с французского значит «любимая», ей посоветовал взять поэт Жак Превер, писавший сценарий «Любовников Вероны» специально для 16-летней актрисы.
Оператор Анри Алекан в своих мемуарах позже вспоминал, что во время съемок Анук Эме пришлось нырять в реку Адидже полностью обнаженной на глазах у толпы зевак, которых никто не пытался отогнать.
Через два года после итальянской премьеры фильм вышел в международный прокат. Критики сочли историю слишком слащавой, но оценили дарование Эме.
«Монпарнас-19», 1958 год
Режиссер: Жак Беккер
Анна Ахматова считала этот фильм пошлым — вероятно, ей не нравилось, как в нем был изображен Амедео Модильяни, которого она знала лично. Анук Эме же сыграла возлюбленную художника, модель и художницу Жанну Эбютерн.
Эбютерн сбегает от семьи в Ниццу, где Модильяни (Жерар Филип) пытается поправить здоровье, подорванное алкоголем и курением. Позже они возвращаются в Париж и с трудом сводят концы с концами — работы художника начинают интересовать коллекционеров только после его смерти.
В этом фильме героиня Анук Эме — поначалу всего лишь муза и любовный интерес главного героя (к тому же не единственная, к кому он неравнодушен). Ее прототип описывали как очень тихую, нежную, деликатную и застенчивую студентку из буржуазной семьи. Она — «дева в беде», которую герой пытается спасти от строгих родственников. Впрочем, в конечном счете они меняются ролями: это Жанне приходится спасать обуреваемого демонами и умирающего от туберкулеза художника. Ни экранной, ни реальной Эбютерн это не удалось. На следующий день после смерти Модильяни она выбросилась из окна, будучи беременной.
«Сладкая жизнь», 1960 год
Режиссер: Федерико Феллини
Фильм, который считается одним из главных творений Феллини, рассказывает о семи днях и ночах из жизни известного писателя и журналиста Марчелло Рубини (Марчелло Мастроянни), который переживает личностный кризис и пытается разобраться в своих чувствах к Эмме (Ивонн Фурно). В первом же эпизоде Марчелло проводит ночь с богатой наследницей Маддаленой — ее роль как раз исполнила Анук Эме.
Хрупкая Эме играет у Феллини хищницу, которая носит маленькое черное платье и темные очки даже ночью (этот образ произвел впечатление на молодую Патти Смит, которая пыталась подражать Эме). Она — воплощение той самой сладкой жизни, которую ведет и от которой в конце концов устает главный герой. Скучающая светская львица, успевшая пресытиться Римом, соблазняет Марчелло и занимается с ним любовью в квартире секс-работницы, которую подвозит на своем «кадиллаке».
Анук Эме вспоминала, что Феллини выбрал ее на эту роль, увидев ее фото в журнале. А потом позвонил и спросил: «Тебе нравится эта роль? Ты ее сыграешь? Отлично. До свидания». Но после съемок он по-настоящему оценил талант Эме.
«Лола», 1961 год
Режиссер: Жак Деми
В провинциальном Нанте безработный молодой человек Ролан Кассар (Марк Мишель) случайно встречает знакомую, в которую когда-то был влюблен, — Сесиль танцует в кабаре, где ее знают под псевдонимом Лола. В нем вспыхивает прежнее чувство, но за внимание Лолы борется еще один ухажер — американский моряк, которому пора возвращаться домой. Сама же она не может перестать думать об отце своего ребенка, бросившем ее семь лет назад.
Анук Эме играет простоватую и не то чтобы талантливую артистку, но добросердечную и верную. Представитель «новой волны» Жак Деми, для которого этот фильм стал полнометражным дебютом, создал своего рода пародию на романтические мюзиклы, в которых мечты всегда сбываются. Вероятно, не все оценили тонкость его мягкого юмора — фильм получил сдержанные отзывы критиков. Тем не менее Анук Эме за роль Лолы была номинирована на премию BAFTA.
Образ танцовщицы кабаре в цилиндре и с боа — отсылка к героине Марлен Дитрих в мелодраме «Голубой ангел». В свою очередь, «Лола» стала одним из источников вдохновения для Вонг Кар-Вая при написании сценария фильма «Чунгкингский экспресс» (1994).
«Восемь с половиной», 1963 год
Режиссер: Федерико Феллини
Если в «Сладкой жизни» Анук Эме играла любовницу главного героя, то в фильме «Восемь с половиной» (оба фильма считаются вершиной творчества Феллини и часто рассматриваются как своего рода дилогия) — жену, которой изменили.
Известный режиссер Гвидо Ансельми (Марчелло Мастроянни) страдает от творческого кризиса и никак не может начать работу над научно-фантастическим фильмом, несмотря на давление продюсеров и съемочной группы. Он прячется от любовницы, ссорится с женой, погружается в воспоминания и фантазии и чуть не срывает весь проект.
Анук Эме, сыгравшая уставшую от потребительского отношения женщину, вспоминала, что реальные съемки у Феллини были не менее хаотичными: «Первая неделя была ужасной. Я была напугана. Я ничего не поняла. Но он волшебник». Но уверяла, что ради Феллини была готова на что угодно: «Я даже подстригла для него ресницы в «8½».
«Мужчина и женщина», 1966 год
Режиссер: Клод Лелуш
Анна Готье (Эме) — вдова каскадера, Жан-Луи Дюрок (Жан-Луи Трентиньян) — профессиональный автогонщик, чья жена покончила с собой. Они знакомятся случайно благодаря тому, что их дети учатся в одном пансионе. Завязавшаяся между ними дружба перерастает в любовь, которую герои, все еще оплакивающие свои потери, боятся принять.
Сняться в малобюджетном фильме малоизвестного режиссера Эме — к тому времени уже звезду европейского кино — уговорил Трентиньян. Сам он, правда, признавался потом, что рядом с ней, холодной и отстраненной, ему было не по себе. Зато во время съемок в Эме влюбился сам Лелуш — впрочем, безответно: актриса уже была в отношениях со своим будущим мужем.
Фильм, снятый чуть ли не на коленке (в ход шла черно-белая и цветная пленка, съемочная группа состояла всего из семи человек, четкого сценария не было — актеры много импровизировали), критиковали за слащавый сюжет, но именно этот фильм стал культовой классикой. А отстраненность Анук Эме, так не понравившаяся ее партнеру по съемочной площадке, принесла актрисе номинацию на премию «Оскар» (она уступила награду Элизабет Тейлор).
Позже Лелуш снял два продолжения — «Мужчина и женщина: 20 лет спустя» и «Мужчина и женщина: Лучшие годы», — но они не смогли повторить успех оригинального фильма.
«Свидание», 1969 год
Режиссер: Сидни Люмет
Успех фильма «Мужчина и женщина» открыл для Анук Эме двери Голливуда, и в конце 1960-х она снялась в нескольких американских картинах.
Психологический триллер Сидни Люмета «Свидание» рассказывает о богатом адвокате из Рима по имени Федерико Фенди (Омар Шариф), который женится на манекенщице Карле (Эме), несмотря на предупреждение ее бывшего жениха о том, что она тайно занимается проституцией. Федерико постоянно следит за женой, но так и не ловит ее с поличным. Доведенная его ревностью до отчаяния, Карла кончает жизнь самоубийством.
«Прыжок в пустоту», 1980 год
Режиссер: Марко Беллоккьо
В 1970 году Анук Эме в четвертый раз вышла замуж — за британского актера Альберта Финни — и планировала оставить актерскую карьеру. За все 1970-е она снялась всего в двух фильмах. Но спустя восемь лет брак распался, а Эме вернулась на экран. Она снималась у Бертолуччи, снова у Лелуша — и у Марко Беллоккьо. Роль в его фильме «Прыжок в пустоту» принесла Эме награду Каннского фестиваля.
Анук Эме сыграла женщину с суицидальными наклонностями по имени Марта. Несмотря на проблемы с ментальным здоровьем, она всю жизнь заботилась о своем младшем брате Мауро (Мишель Пикколи). Тот знакомит ее с молодым актером Джованни (Микеле Плачидо), который должен убедить Марту покончить с собой, но в итоге становится ее другом. Женщина постепенно обретает уверенность в себе и автономию, что доводит ее брата до безумия.