«В порядке ли я?»: история о том, как женская дружба спасает нас в сложные времена
Люси (Дакота Джонсон) и Джейн (Соноя Мидзуно) — неразлучные подруги. Джейн работает в крупной корпорации, которая планирует расширяться в других странах. Начальство предлагает ей повышение, но при условии переезда в Лондон. В Америке у нее остаются Люси и бойфренд Дэнни (Жермен Фаулер). Но если Дэнни готов следовать за возлюбленной через Атлантику, то взять с собой близкую подругу у Джейн не получится.
Люси вообще не очень хорошо понимает, в каком направлении ей двигаться. Имея художественный талант, она страдает от синдрома самозванца и вместо того, чтобы писать картины, работает на ресепшене в спа-салоне. Свою работу она не любит, но никаких действий, чтобы изменить свою жизнь, не предпринимает. Кроме того, Люси осознает, что ее представления о собственной сексуальности были ложными, но признаться себе в этом было очень страшно. Оттого перемены в судьбе Джейн сказываются и на ней, Люси пытается переосмыслить себя при новых исходных данных: нужно отпустить подругу за океан, разобраться с личной жизнью и признать в себе художницу.
Мировая премьера «В порядке ли я?» состоялась еще в 2022 году на главном фестивале американского независимого кино «Сандэнс». У смотра за почти 40-летнюю историю сформировалась репутация не только площадки, запускающей карьеры инди-кинематографистов, но и фестиваля, на котором соседствуют два, казалось бы, кардинально разных подхода к созданию кино: либо экспериментальные авторские высказывания, либо очень непритязательные картины (ромкомы, драмеди — здесь это любимо и приветствуется). Картина двух постановщиц Стефани Аллен и Тиг Нотаро относится ко второй категории — это не обремененное сложным сюжетом кино, в простоте которого и скрывается все его очарование.
Дуэт Джейн и Люси — удача фильма, потому что между Дакотой Джонсон и любимицей Алекса Гарленда Соноей Мидзуно (она снимается в каждом проекте режиссера: от «Из машины» и «Аннигиляции» до «Программистов» и недавнего «Падения империи») возникает экранная химия, которой веришь. Простые диалоги в духе типичных сандэнсовских мамблкоров (поджанр инди-кино с максимально естественной речью героев) делают взаимодействие подруг живым. Девушки подкалывают друг друга, много смеются (и плачут тоже), а когда дело доходит до задушевных бесед, их разговоры не превращаются в читку сценария. Они общаются как обычные подруги.
Простота в подходе авторов к работе над фильмом (сценарий написала Лорен Померанц, которая работала над сериалом «Сообщество» и развлекательным шоу Эллен Дедженерес) сказывается и на его сюжете: он вполне предсказуем. Бесхитростность истории может либо оттолкнуть, либо вызвать еще большую симпатию у тех зрителей, кто истосковался по легкому летнему кино — тому самому, которое можно посмотреть в компании друзей.
В личной жизни Люси пережила несколько неудачных и коротких романов, в то время как Джейн уже восемь лет в отношениях с Дэнни, от которого надеется получить предложение руки и сердца — пусть уже и в Англии. Но ни наличие бойфренда, ни его отсутствие не помогают героиням чувствовать себя устойчивее. Отъезд Джейн катализирует в Люси еще большую тревогу и растерянность — жизнь давно лишена четких целей, но ее всегда спасало надежное плечо любимой подруги. А теперь нужно попытаться выстроить привычный мир иначе. Джейн тоже непросто расставаться, но как еще расти, если не за пределами зоны комфорта? И это ровно та мысль, к которой стоит прийти чуть более инфантильной Люси. Неслучайно на постер фильма вынесен кадр именно с ней, горько плачущей из-за отъезда подруги. Если за последние два года друзей рядом стало меньше, а все вы теперь раскиданы по свету, картина попадет не только в настроение, но и в самый нерв.
Это буквально роман воспитания — только не подростков, а взрослых женщин. Люси и Джейн за 30, но пусть за плечами уже есть опыт, разобраться в жизненных ориентирах все еще сложно. Этот womance (женский аналог мужского «броманса» — близкие отношения двух женщин, лишенные сексуального и романтического подтекста) строится на вопросе, терзающем многих миллениалов: «Кто я и как мне жить?» Но прежде, чем разобраться с этой задачей, авторы фильма предлагают героиням ответить на более насущный вопрос — в порядке ли они?
В любом случае вышел очаровательный (но не более) фильм о том, что после 30 лет жизнь не становится понятней. Более того, новые вызовы судьбы могут обезоруживать и лишать привычных опор. Но фильм, вопреки знаку вопроса в названии, отвечает утешительным «с нами все в порядке» (или обязательно будет).